МОСКВА, 17 окт – РИА Новости. В дни, когда Германия готовится отмечать 25-летие падения Берлинской стены, писатели и журналисты раскрывают новые факты, касающиеся истории побегов из Восточной Германии на Запад, в том числе – морем, пишет The Guardian.
"В период между 1961 и 1989 годами более 5600 восточных немцев решились на опасный шаг – они надеялись преодолеть 40 км Балтийского моря и оказаться либо на датской земле, либо на береговой линии ФРГ. Удалось это не более, чем тысяче человек. Многие погибли. И большинство этих трагедий так и остаются неизвестными", — рассказывает издание.
В северо-западном углу кладбища на окраине Копенгагена есть таинственный участок. Ходят слухи, что на нем похоронены 12 граждан ГДР, тела которых были выброшены на побережье Дании в конце 1970-х годов. Немецкий писатель Лутц Зайлер посвятил целую главу своего нового романа "Крузо", получившего национальную премию, тайне этого кладбищенского участка. А бывший начальник знаменитого берлинского КПП "Чарли" надеется собрать средства для проведения ДНК-тестов погребенных там тел, сообщает газета.
Общее число погибших при попытке преодоления Берлинской стены широко известно: 138 человек были застрелены при попытке перелезть через стену или сделать подкоп под нее. Сколько же всего погибло людей, пытавшихся бежать из Восточной Германии на Запад, неясно до сих пор.
Исследователи архива разведки ГДР "Штази" утверждают, что более чем две трети морских беглецов — порядка 4500 человек — были схвачены восточногерманскими пограничниками. Сгинули в волнах Балтики как минимум 174. И около 900 человек сумели доплыть до западных берегов.
Становятся известны факты потрясающей изобретательности беглецов. В июле 1971 года Петр Доблер сутками плавал в море, тренируясь перед побегом. Для снижения веса он принимал специальные таблетки и ел шоколадные батончики, чтобы зарядиться энергией.
В ноябре 1986 года жители Восточного Берлина Карстен Клюндер и Дирк Деккерт отправились в плавание на самодельной парусной лодке. Шторм разметал их, и Клюндеру удалось добраться до датского острова Мона, а Деккерта через сутки подобрала датская рыбацкая шхуна.
Многие истории морских побегов стали известны благодаря датскому журналисту Йесперу Клемменсену, который проинтервьюировал целый ряд немецких беженцев и их помощников-датчан. Для побегов использовались самые разные плавсредства — байдарки, лодки, доски для серфинга. Но, возможно, самым изобретательным беглецом оказался инженер Манфред Бурмайстер, который покинул ГДР в октябре 1969 года. Он решился на побег, узнав о "Пражской весне". Но, поскольку сам он работал за заводе радиолокационного оборудования в Берлине, то хорошо знал, что проскочить мимо радаров не так-то просто. И тогда он построил "подводный скутер" — мини-субмарину с двигателем от мопеда и трубкой для дыхания. И на нем уплыл в Данию.
Однако тайна 12 неизвестных, покоящихся на копенгагенском кладбище, до сих пор так и остается неразгаданной, пишет The Guardian.