МОСКВА, 9 окт — РИА Новости, Наталия Курова. Известный режиссер Дмитрий Крымов, чьи спектакли чрезвычайно востребованы в России и уже имеют большой успех на Западе, отметит 10 октября свое 60-летие премьерой "О-й. Поздняя любовь".
В этот день у него двойное торжество — свой юбилей и десятилетие Лаборатории Крымова.
"Никаких особых торжеств по поводу собственного юбилея не будет — я давно уже не отмечаю Дни рождения и не радуюсь по этому поводу. В этот день отправляюсь на кладбище поклониться родителям, — сказал Крымов. — А вот что касается Лаборатории, то действительно в этот день состоялся наш первый спектакль "Недосказки", который мы и сочинили специально для Дня рождения". Не будем нарушать традицию, сыграем премьеру "О-й. Поздняя любовь", а потом посидим вместе за столом и выпьем за здоровье", — сказал РИА Новости Крымов.
Уход и возвращение
В театр Крымов пришел рано, еще студентом начал работать со своим отцом — великим режиссером Анатолием Эфросом. Оформил целый ряд его спектаклей, в числе которых "Отелло", "Месяц в деревне", "Тартюф", "Живой труп". Но после кончины Эфроса решил уйти из театра и, как ему казалось, навсегда. Занимался живописью, графикой, устраивал свои и участвовал в других выставках. Но его величество случай, как это часто бывает, вернул Крымова на круги своя, в театр, где он сумел создать свою Лабораторию, в недрах которой родился необычный театр — театр художника.
Театр, говорящий образами
"Обычно драматург пишет пьесу, актер, режиссер и художник ее интерпретируют. Но схема действий уже задана в пьесе, она существует как первооснова, — отметил Крымов. — Для меня такой первоосновы не существует. Используя произведения Шекспира или Чехова, я создаю свою основу. Я не ставлю пьесу, я создаю свой спектакль. И в этом смысле театр художника в чистом виде авторский. Мы разговариваем образами, а не словами, которые пересказывают содержание. И это иная разновидность театра".
Что касается последней по времени премьеры "О-й. Поздняя любовь" по Островскому, то это первый случай, когда режиссер решил поставить пьесу целиком без сокращений в той последовательности, как она была написана русским классиком. По словам Крымова, ему "захотелось попробовать — можно ли через актеров сделать то, что он раньше делал через художественные образы".
Сейчас в репертуаре театра Крымова такие спектакли, как "Оноре де Бальзак. Заметки о Бердичеве", "Горки 10", "Как Вам это понравится по пьесе Шекспира "Сон в летнюю ночь" и "Оpus №7", покорившие англичан, "Тарарабумбия", "Смерть жирафа", "Торги", "Демон сверху", Донкий хот" и другие.
Эксперимент и традиция
Что касается отношения режиссера к экспериментам, то, по его словам, граница дозволенного для него в том, чтобы "не перейти грань чистого формализма, а остаться на уровне гуманизма, коим и является искусство".
"Русское искусство отличается от западного и в хорошем, и плохом смысле тем, что носит отпечаток корней, — считает Крымов. — Я этими корнями живу. Но не надо зацикливаться на этом, надо видеть, что происходит кругом, а происходит много хорошего. И надо просто делать то, чем занимался Мичурин — прививать одно дерево к другому — будет вкуснее и красивее".
В голове уже много новых замыслов и, по признанию режиссера, если бы у него было несколько актерских бригад и пять хороших помощников, то он начал бы работать над всеми сразу. Работа для него — это огромное удовольствие.
"Но мне важно, что это было не только удовольствие для меня, но и для актеров, занятых в спектакле, и для зрителей, — отметил Крымов. — Я хочу ввести их в какое-то необычное состояние, чтобы они удивились, поразились, И когда чувствуешь, что их задело, заинтересовало, порадовало, это здорово. Такое бывает иногда и это дает мощный стимул".