Об усилиях МИД РФ по освобождению граждан России, Белоруссии и Украины в Ливии, о сотрудничестве России с Ираком, Йеменом и Сирией, об ответственности США за обострение ситуации на Ближнем Востоке, а также исходящих из региона угрозах международного терроризма в интервью корреспонденту РИА Новости Наталье Кургановой рассказал спецпредставитель президента РФ по Ближнему Востоку, заместитель министра иностранных дел Михаил Богданов.
— Поздравляю вас с освобождением российских граждан в Ливии!
— Мы с самого начала последовательно, целенаправленно занимались этой проблемой. В конечном итоге наши настойчивые усилия, "тихая" дипломатия дали результат. И это для нас самое главное.
— Как удалось провести операцию по их освобождению?
— Думаю, что пока не время распространяться по этому поводу.
— Сколько человек было освобождено?
— Все. Все россияне, белорусы и украинцы. Граждан Российской Федерации изначально было двое, потом их стало больше, так как четверо жителей Крыма, входивших в состав группы, перешли в российское гражданство.
— Ситуация на Ближнем Востоке и в Северной Африке продолжает оставаться крайне напряженной, в некоторых странах до сих пор можно услышать эхо "арабской весны". По вашему мнению, какие шаги должно предпринять международное сообщество, в том числе и Россия, для успокоения ситуации и переведения ее в политико-дипломатическое русло?
— Более чем трехлетние итоги "арабской весны" подтверждают необходимость и безальтернативность нахождения политических, ненасильственных решений для любых кризисных ситуаций. Пожалуй, это один из главных уроков продолжающихся на Ближнем Востоке и в Северной Африке сложных трансформационных процессов, которые, как сегодня становится очевидно, еще далеки от своего завершения. С самого начала "арабской весны" Россия приветствовала законные чаяния народов арабского мира. Но при этом мы всегда призывали к урегулированию всех противоречий исключительно путем широкого инклюзивного диалога, с учетом интересов всех слоев общества в каждой отдельной стране, исключая интервенционистский подход в любом его виде и проявлении. Говорили мы и о том, что от международного сообщества в целом и его отдельных членов требуется неукоснительное соблюдение основополагающих принципов Устава ООН, норм международного права. К сожалению, к нам прислушивались далеко не все и не всегда.
Обратившись к конкретным фактам недавнего прошлого, нетрудно убедиться, что чем активнее было внешнее вмешательство во внутренние дела той или иной арабской страны, тем более кровопролитный и непредсказуемый характер приобретали указанные процессы. Наглядным примером тому служит Ливия, где с момента свержения режима Муамара Каддафи, который был объявлен первопричиной всех зол, и незаконных натовских бомбардировок прошло уже более трех лет, а ситуация лишь усугубилась.
Ливийские власти не могут взять под контроль обстановку даже в столице, а что уж говорить о большей части ливийской территории, где хозяйничают бывшие революционные бригады, вспыхивают столкновения между остающимися вне контроля государства племенными и региональными вооруженными группировками. Предметом озабоченности остается продолжающаяся бесконтрольная утечка ливийского оружия за пределы страны, резко усиливающая террористические риски на севере Африки и в Сахаро-Сахельском регионе. Конкретные негативные последствия этого все больше дают о себе знать в соседних с Ливией государствах, опасно дестабилизируя обстановку там.
А последние события в Ираке, где экстремисты из так называемого Исламского государства буквально за несколько дней захватили ряд крупных провинций, заставляют вспомнить об американском вторжении в эту страну в 2003 году. Тогда США разрушили армию и госаппарат, спровоцировали острейший межконфессиональный и межэтнический антагонизм, от которого страна не может оправиться и по сей день.
Другим характерным примером может служить Сирия, которая, хоть и избежала пока прямого военного вторжения, стала ареной агрессивного натиска исламских радикалов на законные власти. И это, как хорошо известно, произошло во многом благодаря поддержке сирийской оппозиции странами Запада и их региональными союзниками, которые, к сожалению, продолжают делить террористов на "плохих" и "хороших".
Исходим из того, что борьба с терроризмом не может приноситься в жертву идеологическим или геополитическим схемам и должна опираться на прочную международно-правовую базу. Использование двойных стандартов недопустимо. Западный альянс во главе с США и некоторые арабские страны в случае с Ираком поддерживают усилия центральных властей в борьбе с терроризмом, а применительно к событиям в Сирии — потакают непримиримой оппозиции. Осуществляется военная и финансовая поддержка боевиков, создаются базы для их подготовки. Такая позиция вызывает много вопросов, в частности по поводу истинных и далеко идущих целей создания "антиигиловской" коалиции.
В целом можно отметить, что острота переломного момента истории, на котором находятся сейчас арабские государства, требует особо выверенных подходов к урегулированию любых внутриполитических неурядиц. Общей целью должно стать сохранение демократических достижений "арабской весны", сведение на нет ее деструктивного потенциала и помощь арабским народам в реализации их стремления к лучшей жизни.
Позиция Российской Федерации обусловлена ее ответственностью как постоянного члена Совета Безопасности ООН за поддержание международного мира и стабильности. Кроме того, в национальных интересах России обеспечивать спокойствие вблизи своих южных рубежей, в том числе на обширном ближневосточном пространстве.
— Деятельность повстанческого шиитского движения "Аль-Хуси" в Йемене ставит под угрозу целостность страны. Какую помощь в этой ситуации может оказать Москва Йемену?
— Происходящие в эти дни в Сане события, связанные с переходом части ключевых объектов столицы, в том числе органов государственной власти, под контроль вооруженных формирований племенного объединения "Аль-Хуси", не вписываются в общепринятую логику гражданской войны. Мы имеем дело со сложнейшим комплексом военно-политических, экономических и религиозных противоречий, которые долгие годы накапливались в йеменском обществе. Решать их, по нашему глубокому убеждению, надо за столом переговоров, что сейчас и пытаются сделать ведущие политические силы Йеменской Республики. Опасность развязывания масштабного кровопролития очевидна всем.
Понимают йеменские стороны и то, что переход к полноформатным боевым действиям может привести к распаду страны. А такое развитие событий сейчас не выгодно никому, в том числе по экономическим соображениям. На таком фоне тревожными выглядят призывы США к активному внешнему вмешательству в йеменский политпроцесс, в том числе посредством принятия жестких репрессалий в отношении "хуситов", а также бывшего президента страны Али Абдала Салеха и его партии "Всеобщий национальный конгресс".
Хотели бы в этой связи напомнить, что Россия поддерживает действующего президента Йемена Абд-Раббо Хади и выступает за нахождение такой развязки внутрийеменского политического кризиса, которая обеспечит учет интересов всех ведущих политических сил и фракций страны.
— В связи с ситуацией в Йемене планирует ли Россия начать эвакуацию российских граждан из этой страны?
— Положение в Сане, как известно, весьма напряженное. Однако непосредственной угрозы находящимся там российским гражданам сейчас нет. Организовывать их эвакуацию в ближайшее время не планируется. Хотя план действий на случай чрезвычайного развития ситуаций в МИД России, безусловно, имеется. Одновременно хотели бы воспользоваться случаем, чтобы вновь напомнить о нашем призыве к российским гражданам воздержаться от поездок в Йемен.
— Вы говорили, что "Исламское государство" угрожает безопасности не только наших западных партнеров, но и РФ, что это совместная угроза и бороться с ней надо сообща. У России есть план борьбы с ИГ совместно с международным сообществом? Обсуждается ли оказание РФ дополнительной военной и гуманитарной помощи Ираку и в каких объемах?
— В принципиальном плане Россия всегда поддерживала и продолжает последовательно поддерживать усилия иракских властей по противодействию боевикам "Исламского государства", в том числе по военной линии.
Понимаем, что страна столкнулась при этом с настоящей гуманитарной катастрофой, появлением большого количества беженцев и внутренне перемещенных лиц. Поддерживаем предпринимаемые международные гуманитарные усилия в Ираке. В ближайшее время планируем отправку партии российской гуманитарной помощи в Ирак.
Разумеется, мощным инструментом в деле противодействия экстремистам должна стать консолидация всех ответственных сил в иракском обществе на борьбу с общей угрозой. В этом контексте Россия поддерживает политический процесс в Ираке. После состоявшихся 30 апреля 2014 года парламентских выборов сформированы парламент, а 8 сентября этого года — правительство, ранее был избран президент страны. Надеемся, что новые иракские власти безотлагательно возьмутся за решение стоящих перед государством задач. На основе национального согласия и учета интересов различных сил иракского общества.
Что касается военно-технического сотрудничества с Ираком, оно развивается вполне успешно. Подписанные контракты выполняются, реализуются. Сейчас в Ираке сформировано новое правительство, пока не назначен министр обороны, министр внутренних дел. Я думаю, что в ближайшие дни будут подобраны достойные кандидаты на эти должности. Но контакты продолжаются. Ранее в Нью-Йорке состоялась встреча министра иностранных дел России с премьер-министром Ирака. Встреча носила конструктивный характер. Новый глава иракского правительства подтвердил, что будет обеспечена преемственность курса Багдада на всемерное развитие отношений, дружбы, традиционных симпатий между нашими народами и естественное, взаимовыгодное равноправное сотрудничество по различным направлениям — торгово-экономическом, инвестиционном, гуманитарном, и, разумеется, военно-техническом.
— Сирийское правительство высказывало вам свои опасения по поводу авиаударов США по своей территории? Обсуждается ли оказание помощи Дамаску?
— Ситуация с авиаударами США и их союзников по сирийской территории под предлогом борьбы с международным терроризмом вызывает законные вопросы. Ведь это делается без согласия законного правительства Сирии и без соответствующего решения Совета Безопасности ООН. Есть опасения, что мы, по сути, имеем дело с очередной ошибкой западных партнеров, расплачиваться за которую придется странам региона, а, возможно, и в более широком международном масштабе.
Россия решительно осуждает терроризм во всех его формах и проявлениях и последовательно выступала и выступает в пользу консолидации усилий мирового сообщества по противодействию этому злу, получившему в последние годы особое распространение на Ближнем Востоке. Мы никогда не скрывали своего отношения к ИГИЛ,"Джебхат-ан-Нусре", "Исламскому фронту" и подобным им структурам, организационно или идейно связанным с "Аль-Каидой". Неоднократно предостерегали тех, кто на различных этапах сирийского кризиса пытался заигрывать с радикалами.
Терроризм на Ближнем Востоке — опасный вызов, и относиться к нему надо серьезно, с задействованием имеющихся международноправовых механизмов,а не в обход их. Нельзя объявлять войну терроризму в регионе и сколачивать для этого некую коалицию, игнорируя роль целого ряда ведущих региональных государств. Одними авиаударами справиться с таким противником, как ИГИЛ, контролирующим в настоящее время территорию, равную по площади Бельгии, с населением в пять-шесть миллионов человек, невозможно. При этом лидеры самоназначенной антитеррористической коалиции отказывают сирийскому правительству в праве быть их партнером в борьбе с террористами даже на территории и в воздушном пространстве самой Сирии. Недопустимо использовать лозунг борьбы с терроризмом для прикрытия реализации собственных геополитических целей,попрания суверенитета государств, "переформатирования регионов, создания противоправных прецедентов в международных отношениях.
Неизбежные негативные последствия таких подходов хорошо понятны специалистам по региону. Отмечу и то, что сирийское правительство, которое вот уже более трех лет противостоит вооруженному натиску террористов и не раз заявляло о своей готовности к международному взаимодействию в борьбе с ними, настойчиво ставило этот вопрос на переговорах с представителями оппозиции в Женеве в январе этого года.
Что касается России, то мы поддерживаем нормальные конструктивные межгосударственные отношения с Сирией, Ираком и другими странами региона, предпринимаем и будем предпринимать на четкой правовой основе и при строгом соблюдении своих международных обязательств целенаправленные усилия по укреплению потенциала этих государств в противостоянии с международными террористами и экстремистами.
— В случае вынесения в СБ ООН резолюции о начале сухопутной операции против ИГ Москва поддержит этот документ?
— Многое будет зависеть от содержания проекта такой резолюции. Во всяком случае в соответствии с Уставом ООН мандат на проведение подобной операции должен быть санкционирован Советом Безопасности, содержать принципиальные положения миротворчества при обязательном согласии правительств тех стран,на территории которых предусмотрены международные военные операции.
— Получала ли РФ приглашение принять участие в операции международной коалиции против ИГ в Ираке и Сирии?
— Известно, что США стучались, что называется, "во все двери", пытаясь создать альянс под своей эгидой. Повторю, что для нас любые такие действия должны быть выдержаны в строгом международно-правовом поле. А бескомпромиссную борьбу с терроризмом, в том числе на международном уровне, мы ведем давно и не нуждаемся в дополнительных приглашениях.
— Сирийское правительство изначально выступало против операции международной коалиции, затем позиция изменилась. Не связываете ли вы это с тем, что на сирийское правительство было оказано давление со стороны США?
— Нет. Я думаю, что здесь взаимопонимание есть между сирийскими руководителями и Ираком, понимание реалий. За нашей спиной ничего не делалось. При том понимании, что к нам американцы обращались с этим вопросом, мы им рекомендовали действовать напрямую с сирийскими властями и найти взаимопонимание.
— Назначен новый спецпредставитель ООН и ЛАГ по Сирии Стефан де Мистура. Он делился с вами своим видением урегулирования сирийского конфликта?
— Он сейчас собирается приехать к нам в Москву для консультаций. Мы встречались с ним и его заместителем в Нью-Йорке в рамках 69-й сессии Генассамблеи ООН.
— Когда ожидается его визит?
— Я думаю, до конца месяца должен приехать. Мы знаем господина де Мистуру уже давно. Он занимался Афганистаном, Ираком. Очень опытный итальянский дипломат, хорошо знающий регион. Он уже съездил в Дамаск, встречался с президентом Башаром Асадом и другими сирийскими руководителями. В его планах посещение ряда столиц региона, в том числе Саудовской Аравии, Ирана. Мы с ним готовы взаимодействовать. Рассчитываем, что его опыт, подготовка позволят нащупать путь к скорейшему политическому урегулированию.
Когда мы с ним встречались в Нью-Йорке, де Мистура начал говорить, что чувство общей тревоги, опасности, которое порождает сейчас экспансия терроризма, может придать импульс для консолидации наших подходов по сирийскому урегулированию.
— Каковы перспективы возобновления межсирийского диалога?
— Мы постоянно за это выступаем. Мы регулярно общаемся с представителями сирийской оппозиции. Нам представляется очень важным провести контакты в Москве. Если кому-то кажется, что надо в Сирии проводить национальный диалог, это, может быть, в идеале было бы и хорошо. Но сейчас такая обстановка, что можно провести в Москве предпереговорные контакты или подготовительно координационные, или консультативные встречи, чтобы начать более предметный разговор по поводу ускорения выработки общих политических решений между правительством и оппозицией. Это позволило бы прежде всего прекратить огонь.
— В рамках Генассамблеи ООН так и не удалось провести заседание "Квартета" по урегулированию арабо-израильского конфликта. В чем причина?
— К сожалению, наши американские партнеры сказали, что они не заинтересованы, обсуждать нечего, что пока результатов никаких нет, чтобы докладывать об успехах. Мы с такой логикой не были согласны, говорили, что, наоборот, надо собраться, проанализировать, почему произошел сбой на переговорах, чтобы выработать общие подходы и содействовать работе с израильтянами, палестинцами для возобновления диалога между ними. Но, к сожалению, наши американские партнеры посчитали, что сейчас не время.
— Означает ли это, что формат "Квартета" исчерпал себя?
— Мы так не считаем. Мы говорили, что было бы полезно, если бы к работе "Квартета" в той или иной форме подключилась Лига арабских государств. Они могли бы высказывать нам свои идеи. В решениях международного сообщества арабская мирная инициатива встроена как неотъемлемая часть международно-правовой основы. При этом упомянутая инициатива, одобренная еще в 2002 году в Бейруте, была поддержана организацией исламского сотрудничества. Если бы по этому направлению шел бы процесс урегулирования, сейчас Израиль признали бы все арабские страны и все мусульманские страны, и не было бы крупных проблем. Но, к сожалению, это не получило своего развития. Плюс можно было бы подключать другие крупные страны. Не секрет, что наши китайские партнеры тоже готовы подключиться к вопросам деятельности "Квартета". На наш взгляд, было бы полезно их подключать.