Джованни Савино (Италия)
Парламент Швеции — риксдаг – 2 октября утвердил кандидатуру председателя Социал-демократической партии Стефана Левена на пост главы правительства. Сегодня, 3 октября, он представит состав кабинета министров. Таков один из итогов выборов, состоявшихся в стране 14 сентября.
Мандаты в риксдаге получили также Зеленая и Левая партии. Именно вступив в коалицию с «зелеными» и получив их поддержку, социал-демократы сумели избрать премьер-министром «своего человека.
Однако самой большой сенсацией стали 12,9 процентов голосов, которые получила партия «Шведские демократы», занявшая по итогам голосования третье место. Еще на майских выборах в Европарламент «демократы» показали результат в 9,7 процента, а на сентябрьских муниципальных выборах провели 49 депутатов в Стокгольме.
Чем же можно объяснить рост популярности «Шведских демократов» в последние годы? И каким они видят будущее страны?
Прежде всего, надо сказать: правые укрепляют свои позиции по всей Скандинавии, уже несколько последних лет они участвуют в законотворческом процессе и в работе правительств, даже находясь в оппозиции. Например, Датская народная партия уже с 2001 года влияет на формирование миграционной политики либерально-демократических и социал-демократических правительств страны. Датские иммиграционные законы, возможно, самые жесткие в Европе. Например, они запрещают заключать своим гражданам, не достигшим 24 лет, браки с гражданами стран, не входящими в Евросоюз. 12 сентября социал-демократическое правительство Дании ввело новые ограничения: власти разрешат запрашивающим убежище лицам год пребывания в стране, затем беженцев отправят к себе на родину. Противостояние иммиграции – главнейший пункт в политических программах ультраправых партий Скандинавии.
В Норвегии Партия прогресса сегодня входит в правительство вместе с консерваторами, и ее лидер, Сив Йенсен, занимает пост министра финансов. Взгляды партии схожи с взглядами, скажем, Партии независимости Соединенного Королевства. Все подобные политические объединения выступают против социального государства, за неолибертарианскую модель экономики образца Рональда Рейгана и Маргарет Тэтчер, занимают крайне негативную позицию в вопросах иммиграции.
Партия прогресса монополизировала все правое политическое пространство, среди членов ее молодежного крыла есть люди, которые исповедуют откровенно нацистские взгляды. Бывший сторонник Партии прогресса – Андерс Брейвик, который в 2011 году расстрелял 77 человек в молодежном лагере Норвежской рабочей партии. Террорист был членом молодежного крыла Партии прогресса с 1997 по 2007 год и состоял в партии с 1999 по 2004 год. К моменту совершения преступления он уже вышел из партии, разочаровавшись, как он сказал, в демократических методах ведения политической борьбы. Однако партийная риторика и исламофобский дискурс партии оказали влияние на формирование взглядов террориста.
«Истинные финны» демонстрируют самые успешные результаты среди партий скандинавских правых. Если в 2007 году националисты взяли только 4,05 процента голосов, то через пять лет получили уже 19,05 процента. В самом названии партии звучит радикальный оттенок, она выступает против «новых финнов», то есть граждан страны нефинского происхождения. В сфере экономики «Истинные финны» исповедуют принцип «свой-чужой»: партия считает необходимым поднять зарплаты и пенсии, но — за счет урезания финансовой поддержки программ по интеграции иммигрантов. В ее предвыборной программе фигурирует положение о том, что «основы иммиграционной политики Финляндии должны полагаться на факте, что финны всегда должны иметь возможность решать, на каких условиях иностранец может приехать в нашу страну и остаться здесь жить». Что, как минимум, противоречит нормам Шенгенского соглашения, обязательствам Финляндии перед ЕС, и Женевской конвенции.
«Истинные финны» весьма критически и даже враждебно относятся к ЕС, активно выступают против антикризисной политики Брюсселя. А вот позиция партии по отношению к НАТО, как ни странно, куда доброжелательнее: официально «Истинные финны» против вхождения страны в состав альянса – 59 процентов сограждан партийцев выступает за сохранение нейтралитета страны — но лидер партии, Тимо Сойни, считает НАТО меньшим злом, нежели Евросоюз, и часто бывает США, где встречается с представителями консервативных кругов.
Этот процесс «политического диализа», как назвали его эксперты, дал возможность «Шведским демократам» окрепнуть — уже не в качестве маргинальной силы, а в статусе парламентерской партии. Все руководители и депутаты партии – люди с хорошими манерами и безукоризненно одетые, все они отрицают обвинения в поддержке фашизма и расизма.
Однако своей антиммигрантской позиции они не поменяли. Партия открыто называет иммигрантов источником угрозы стабильности шведской системы. Рост безработицы – беспрецедентные в истории страны 8 процентов – «Шведские демократы» объясняют большим наплывом соискателей статуса беженца. С 2009 по 2013 год, согласно статистике ООН, Швеция была на первом месте в мире по числу заявок о предоставлении убежища, по итогам нынешнего года подобных запросов ожидается более 90 тысяч. Партия выступает против помощи арабским беженцам, потому что «у них есть жестокие гены», и негативно относится к «румынским нищим».
Социально-экономические реформы последних 20 лет оказали сильное влияние на шведское общество. Скажем, приватизация системы образования обернулась банкротством школ. Недавний доклад Организации экономического сотрудничества и развития говорит о «постоянном упадке» в качестве образования. Да, шведская система предоставляет куда большие социальные гарантии, нежели это делают другие государства, однако эти новости шокируют жителей страны, считавшейся моделью развития для всего мира.
Антиевропейские настроения – «Шведские демократы» хотят провести референдум о статусе страны в ЕС — не противоречат пронатовской и произраильской ориентации скандинавских правых. Например, норвежская Партия прогресса считает членство в НАТО гарантом национальной безопасности, Датская народная партия эти взгляды разделяет, а «Шведские демократы» считают Североатлантический альянс щитом, оберегающим страну от мусульман.
Известный шведский писатель и драматург Август Стриндберг однажды назвал Карла XII «разрушителем Швеции» из-за его неудачных войн против России. Реализуют ли свои взгляды «Шведские демократы», под флагом защиты Запада стремящиеся возвести в ранг закона ненависть к гражданам иной национальности?