Главный редактор издания "Киевский телеграф" Владимир Скачко в интервью РИА Новости поделился своими взглядами на развитие ситуации в Крыму и на Донбассе и рассказал, каким он видит будущее Украины. Беседовал Константин Гродзинский.
— Владимир Сергеевич, почему, на ваш взгляд, "крымская весна" на полуострове и "русская весна" на Донбассе получили столь разное развитие?
— Во-первых, Крым никогда не чувствовал себя украинским регионом и одновременно никогда не был приоритетным для Украины. На несправедливость1954 года наложилась двадцатитрехлетняя история отношения к Крыму со стороны официального Киева. Так что у Украины нет повода обижаться на Крым. Она делала все, чтобы его развалить. Даже внутриполитически Украина делала ставку не на русскоязычных украинцев Крыма, а на крымских татар. И Крым ушел, повинуясь зову сердец большинства граждан.
А во-вторых, Крым уходил от нищеты. Крымчане прекрасно понимали, что их ждет, если они откажутся подчиняться новым властям Украины, которые пришли в результате государственного переворота и начали насаждать неонацизм и неофашизм. Кроме того, свою главенствующую роль сыграла Россия, которая сработала оперативно, очень вежливо и очень грамотно. Вежливо — ключевое слово. Ни на кого не оказывая давления, нейтрализуя украинских эрзац-патриотов, солдаты, находившиеся здесь, защитили людей и реализовали их мечту.
В Донбассе этого не случилось. Потому что там более пестрое в этническом, политическом и нравственном отношении население. К тому же Донбасс — это равнинная плоскость, которая открыта со всех сторон как для карателей, так и для защитников. Там нет чувства защищенности, которое есть на полуострове. Но главное — российское руководство не решилось поступить так же решительно, как в Крыму.
Если бы "вежливые люди" появились в Донбассе, в Луганске, в Запорожье, в Одессе точно так, как они появились на улицах городов и сел Крыма, не было бы гражданской войны, не было бы проблемы Новороссии. Республика Новороссия сейчас вела бы переговоры либо о статусе, либо о полной независимости, либо о вхождении в состав другого государства, той же России. Почему это произошло, я не берусь комментировать. Возможно, Россия не захотела быть в глазах всего мира неким агрессором, круто ломать устоявшиеся нормы международного права, систему баланса сдержек и противовесов.
Хотя Россию будут давить, даже если она сейчас подарит Украине Крым, Белгород и Воронеж. Более того, ее захотели вытолкать из Европы. Только забыли спросить, а позволят ли это сделать россияне.
— Каковы, по-вашему, перспективы Крыма?
— Крым отныне, без сомнений, будет развиваться в составе России, и я за крымчан рад. Из Крыма нужно делать пилотный, модельный проект. Жизнь в Крыму должна стать такой, чтобы другие регионы позавидовали и сказали: "Мы тоже хотим в Россию". Если России это удастся — это будет ее суперпроект, который можно будет отнести к великим событиям XXI века. Когда территорию депрессивную, унижаемую, сознательно уничтожаемую взяли к себе и, включив внутренние силы, решили все ее проблемы. В Крыму есть все, чтобы стать "пилотом".
Необходимо лишь грамотно распорядиться всеми имеющимися ресурсами. Если Россия аккумулирует энергию крымчан, все получится, если нет — будут проблемы.
В Крыму нужно создавать некий новый сплав между людьми и властью. Недавно в Москве я познакомился с нынешним руководителем Республики Крым Сергеем Аксеновым, и он на меня, несмотря на привычку журналистов скептически оценивать политиков, произвел хорошее впечатление. Уже за то, что они с председателем Госсовета Крыма Владимиром Константиновым решились, не струсили, как все регионалы, не залезли в норы, не начали перекрашиваться, крымчане должны сказать им спасибо!
Может, это звучит идеалистически, но мне очень хочется, чтобы хоть на каком-то куске моей бывшей родины под названием Украина людям было хорошо.
— Что же будет с Украиной?
— Если бог опять смилостивится, то она чудом убережется в прежних границах. В виде федеративного, конфедеративного, союзного государства или союза автономий. Если бог не подарит кому-то из нынешних киевских руководителей ума-разума, трудно предсказать ее будущее. То, что мы сейчас наблюдаем, это агония шикарной страны и никчемного государства. Государство на территории Украины — все время инструмент насилия и издевательства над собственным народом. И, к сожалению, крах проекта "государство Украина" оказался очень кровавым.