1 октября 1924 года в Москве в подвальном этаже дома № 10 в Большом Гнездниковском переулке был открыт Московский театр сатиры.
Возглавил новый театр режиссер Давид Гутман. В создании первого спектакля — обозрения "Москва с точки зрения" принимали участие молодые писатели Виктор Ардов, Николай Адуев, Владимир Масс, Борис Волин, Николай Эрдман, Лев Никулин и др.
Обозрения стали ведущим жанром репертуара. Шаблонов постановок не существовало, но принцип сохранялся — на драматургический стержень, сохраняющий основную идею, нанизывались остроты на злобу дня. Цепь динамичных эпизодов прерывалась танцами, интермедиями, куплетами, укладывавшимися в драматургическую канву. Среди спектаклей 1920-х годов значились "Захолустье", "Европа что надо", "Текущие дела", "Ст. 114 уг. код.", "Таракановщина", "А не хулиган ли вы, гражданин", "Мишка, верти" и др.
В 1930-годы театр переехал в здание на Садово-Триумфальной улице, где в 1950-е годы, откроется театр "Современник". В 1933 году на смену Гутману и его команде пришел режиссер Николай Горчаков — ученик Константина Станиславского и Евгения Вахтангова. На смену обозрению в театр пришла драматургия, в которой преобладали ирония, склонность к афористичности, парадоксальные ситуации. В театре ставили спектакли по произведениям современных драматургов Василия Шкваркина, Валентина Катаева, Aнатолия Мариенгофа, а также классиков — Жана-Батиста Мольера, Михаила Салтыкова-Щедрина.
В середине 1940-х годов театр переехал в помещение бывшего Государственного еврейского театра, где сегодня располагает Московский драматический театр на Малой Бронной.
В 1940-е годах ставились спектакли "Надежда Дурова" Александра Кочеткова и Константина Липскерова (1942), "Остров мира" Евгения Петрова (1947), "Вас вызывает Таймыр" Константина Исаева и Александра Галича (1948) и др. Большим успехом пользовалась комедия "Свадьба с приданым" Николая Дьяконова (1950), поставленная режиссером Борисом Равенских с Верой Васильевой, Виталием Дорониным и Татьяной Пельтцер в главных ролях.
Николая Горчакова на посту художественного руководителя театра сменил режиссер Петр Васильев, Васильева — Николай Петров. Новый этап в жизни Театра сатиры связан с именем режиссера Валентина Плучека — ученика Всеволода Мейерхольда. В театре он дебютировал в 1950 году спектаклем "Не ваше дело" по пьесе Владимира Полякова, затем поставил вместе с Николаем Петровым "Пролитую чашу" Ван Ши-фу и "Потерянное письмо" Иона Луки Караджале. В 1953 году состоялась премьера "Бани" Владимира Маяковского, поставленная совместно с Николаем Петровым и Сергеем Юткевичем, в 1955 году — "Клопа" в совместной постановке Плучека и Юткевича, в 1957 году — "Мистерии-буфф". В 1957 году Плучек стал главным режиссером театра. В том же году состоялась премьера спектакля "А был ли Иван Иванович?", а в 1959 году — "Дамоклов меч" Назыма Хикмета, постановки пользовались большой популярностью у москвичей.
В 1963 году театр временно переехал в помещение, где в настоящее время располагается театр "Ромэн". Из-за растущей популярности ему требовался большой зрительный зал, и в 1964 году сатировцы переехали на площадь Маяковского, в здание, которое в 1911 году было построено для конного цирка братьев Никитиных. Позже в нем располагался Московский мюзик-холл, затем Театр оперетты. В 1970-е годы театр переехал на Триумфальную площадь, 2.
Среди спектаклей 1960 — начала 1970-х годов "Интервенция" Льва Славина (1967), "Безумный день, или Женитьба Фигаро" Пьерс-Огюстена Бомарше (1969), "Проснись и пой" Миклоша Дьярфаша (1970), "Ревизор" (1972) и "Горе от ума" (1976) Николая Гоголя.
В 1980-е годы в афише театра — "Трехгрошовая опера" Бертольда Брехта, "Самоубийца" Николая Эрдмана, "Чудак" Хикмета, "Гнездо глухаря" Виктора Розова, "Бешеные деньги" Александра Островского в постановке Андрея Миронова, "Концерт для театра с оркестром" в постановке Александра Ширвиндта и др.
В труппе театра в разные годы играли Андрей Миронов, Анатолий Папанов, Татьяна Пельтцер, Георгий Менглет, Спартак Мишулин, Борис Рунге, Георгий Тусузов, Ольга Аросева и др.
В 1987 году ушли из жизни Анатолий Папанов и Андрей Миронов, 13 спектаклей из репертуара пришлось убрать.
В 2000 году художественным руководителем театра стал народный артист России Александр Ширвиндт.
В мае 2002 года в здании Театра сатиры открылся музей театра.
Сегодня на сцене театра работают актеры нескольких поколений: Вера Васильева, Зоя Зелинская, Наталья Селезнева, Алена Яковлева, Светлана Рябова, Михаил Державин, Федор Добронравов, Олег Вавилов, Юрий Васильев, Наталья Защипина, Марина Ильина, Наталья Карпунина, Игорь Лагутин, Александр Чернявский и др.
В репертуаре Театра сатиры — "Укрощение строптивой" по пьесе Уильяма Шекспира, "Таланты и поклоники" и "Бешеные деньги" по Александру Островскому, "Орнифль" по Жану Аную, "Слишком женатый таксист" по Рею Куни, "Кошмар на улице Лурсин" по Эжену Лабишу, "Невидимые миру слезы" по мотивам рассказов и одноактных пьес Антона Чехова и др.
В 2013 году театр выпустил несколько премьер. В октябре состоялась премьера возрожденной советской оперетты "Свадьба в Малиновке" Бориса Александрова в постановке ведущего актера театра Юрия Васильева, где заняты 30 артистов. В ноябре этого же года театр выпустил "Незабываемые знакомства" в постановке режиссера Сергея Надточиева по двум одноактным пьесам "Ехай" Нины Садур и "Что случилось в зоопарке" Эдварда Олби." В декабре состоялась премьера спектакля "Тремя этажами выше", который по собственному сценарию поставил режиссер Родион Овчинников.
В 2014 году свое 90-летие Театр сатиры отмечает пародией на юбилей "Грустно, но смешно" — злободневным театральным обозрением и данью памяти партнерам по сцене, кумирам прошлых лет. В спектакле заняты Александр Ширвиндт, Вера Васильева, Федор Добронравов, Юрий Васильев, Алена Яковлева, Светлана Рябова, Игорь Лагутин, Марина Ильина, Елена Подкаминская, Игорь Угольников, Юрий Нифонтов и др.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников