День Интернета в России отмечается 30 сентября. Празднование дня Всемирной паутины было инициировано в 1998 году фирмой IT Infoart Stars, которая разослала фирмам и организациям предложение назначить 30 сентября Днем Интернета и провести перепись "населения Рунета" — на тот момент насчитали один миллион пользователей.
В других странах Международный день Интернета празднуется 4 апреля, в день средневекового архиепископа Севильи святого Исидора, который создал один из прообразов современного интернета — 20-томную энциклопедию человеческих знаний. Именно этого святого считают небесным покровителем Всемирной сети.
По данным ВЦИОМ, сегодня Интернетом пользуются уже более двух третей наших сограждан (68%). Группа же наиболее активных пользователей, выходящих в Интернет каждый день, увеличилась в 9 раз: с 5% в 2006 году до 45% в 2014 году. Ежедневно по просторам Интернета блуждают, в первую очередь, молодые люди (78% 18-24-летних и 73% 24-35-летних), респонденты с высшим образованием (62%) и высоким доходом (60%). В настоящее время только 32% опрошенных не обращаются к услугам глобальной сети (против 76% в 2006 году).
По данным исследования "РИА-Аналитика", лидером по проникновению Интернета является Москва, где сетью пользуются 71,9% жителей города. В пределах статистической погрешности за Москвой расположилась северная столица России Санкт-Петербург с долей пользователей всемирной сети в 71,3%. В тройке лидеров оказался и еще один регион Северо-Запада Мурманская область. В этом регионе доля пользователей Интернета составляет 62,8%. На четвертом месте в России расположился удаленный от федерального центра Камчатский край (65,7% членов домохозяйств региона пользуются интернетом). Пятое место в рейтинге занимает Республика Карелия с показателем в 60,7%.
В первую десятку рейтинга вошли также Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский АО, Тюменская, Архангельская и Челябинская области. Эти регионы вполне способны конкурировать по доле пользователей с государствами Европы. Например, по доле домохозяйств, подключенных к сети Интернет, Мурманская область сопоставима с Латвией и Испанией, а Челябинская область с Кипром и Португалией. Москва и Санкт-Петербург находятся на уровне Бельгии и Франции.
Согласно исследованию "Левада-центра" в июне 2014 года, 26% опрошенных заходят в Интернет несколько раз в день; 20% — примерно один раз в день, 4 или 5 раз в неделю Интернетом пользуются 8% респондентов. При этом 28% опрошенных сообщили, что они никогда не пользуются Интернетом и не имеют доступа.
Чуть менее половины опрошенных (44%) пользуются Интернетом для поиска нужной информации; для общения Интернет используют 36% опрошенных; для развлечения — 31%; за новостями следят — 30%; 26% респондентов ищут / слушают музыку или ищут / смотрят какие-либо фильмы.
С ростом популярности Интернета выявились и негативные аспекты его применения. Те россияне, которые видят в развитии Интернета больше негативных последствий, чем позитивных, объясняют свою позицию, прежде всего, обилием вредной информации в сети (32%). 26% из тех, кто скептически относится к глобальной сети считают, что Интернет негативно влияет на молодежь (зомбирование, отупение). Кроме того, респонденты сетуют на то, что с развитием Интернета люди стали меньше общаться в реальности (14%) и проводят в нем слишком много времени (13%), а также жалуются на ухудшение зрения (11%). Некоторые отмечают, что дети стали читать меньше книг и гулять (8%).
Одним из негативных последствий компьютеризации стало возникновение мошенничества в глобальной сети Интернет. Согласно данным "Лаборатории Касперского", примерно 20% российских интернет-пользователей больше двух раз становились жертвами киберпреступников и теряли деньги при совершении банковских операций и покупок онлайн. По опросу членов сообщества "Лаборатории Касперского" в социальной сети Facebook (33 страны и региона), один или два раза в год с кражей персональных данных или мошенничеством с кредитными картами сталкиваются 8% россиян. В мире этот показатель несколько выше — 10%.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников