28 сентября в Китае отмечают День рождения Конфуция.
Выдающийся китайский мыслитель и философ Конфуций (Кун-цзы) родился около 551 года до нашей эры в городе Цюйфу (ныне провинция Шаньдун, Восточный Китай) в семье мелкого чиновника, происходившего из обедневшего знатного рода. Рано потеряв отца, он остался на попечении матери. Семилетнего мальчика отдали в школу, где он проучился десять лет с большим прилежанием, проявив приверженность к ритуалу и обрядам, занявшим впоследствии видное место в его учении. В возрасте 19 лет Конфуций женился и был определен на должность хранителя хлебных амбаров.
Довольно долго прослужив на различных должностях у правителей нескольких княжеств, он оставил чиновничью карьеру и занялся проповедью своих этико-политических взглядов. Философ разъезжал по княжествам, давая советы их правителям, как разумнее управлять подданными.
До 66 лет Конфуций путешествовал по стране, проповедуя свое учение. Согласно историческим записям, за свою жизнь Конфуций обучил более трех тысяч учеников. Его учение изложено в книге "Луньюй" ("Рассуждения и беседы"), текст которой представляет собой запись изречений и бесед мудреца с его ближайшими учениками и последователями.
Под конец жизни он вернулся в родной город Цюйфу. Умер Конфуций в возрасте 72 лет в 479 году до нашей эры.
Учение Конфуция внесло немалый вклад в формирование китайской психологии и семейных устоев. Конфуций разработал целую систему морально-этических догм и норм поведения. Философ сформулировал пять главных характеристик благородного человека: гуманность, справедливость, почтение к родителям и правителям, рассудительность и искренность.
При правлении династии Хань (II век до н.э. — III век н.э.) конфуцианство стало государственной идеологией и впоследствии фактически стало основой китайского образа жизни, во многом сформировав уникальный облик китайской цивилизации.
На месте дома, где жил Конфуций, был построен храм, который затем неоднократно перестраивался и расширялся. Так был создан ансамбль храмовых зданий, а место погребения мудреца и его учеников превращено в пантеон, который является местом паломничества уже более двух тысяч лет.
В декабре 1994 года храм, дом и лес, окружающий дом Конфуция, были занесены ЮНЕСКО в Список объектов всемирного культурного наследия.
На второй год после смерти Конфуция, в 477 году до нашей эры, стала проводиться торжественная церемония, посвященная жертвоприношению Конфуцию. Первый император династии Хань Лю Бан, проезжая через царство Лу, принес в жертву Конфуцию домашних животных. С каждой новой династией императоры стали обращать все больше внимания на это жертвоприношение, благодаря чему церемония становилась с каждым разом все более торжественной. Виды ритуальной утвари, музыкальных инструментов, музыкальных пьес и танцев во время церемонии утверждались самим императором. Императоры династий иногда сами участвовали в этих жертвоприношениях, или посылали вместо себя чиновников.
В 1928 году культ Конфуция и все проводимые в его честь мероприятия были официально отменены.
В 1986 году торжественная церемония жертвоприношения Конфуцию возродилась снова и стала частью мероприятия под названием "Экскурсия в родной край Конфуция". Это масштабное художественное выступление, включающее музыку, песни, танцы и обряды, проводится ежегодно 27 числа восьмого месяца по лунному календарю в день рождения Конфуция.
С 1984 года на родине Конфуция в городе Цюйфу проходит Международный фестиваль конфуцианской культуры.
Во время фестиваля проводится торжественная церемония в память Учителя, которая состоит из 37 хореографических частей.
Она включает в себя красочную процессию из служителей храмов, танцоров, музыкантов, школьников и студентов, политических лидеров, церемонию открытия ворот храма Конфуция и приношение философу и учителю в виде фруктов или других плодов. На традиционных китайских инструментах исполняется "Песнь мира", под которую исполняется древний танец, созданный еще в эпоху династии Чжоу (1045-770 до н. э.).
Все обряды, обязательно должны быть "богатыми, чистыми, искренними и почтительными". Торжественная церемония через музыку, танцы концентрированно показывает культуру конфуцианства, демонстрирует высокое единство искусства и политического содержания. Она играет незаменимую роль для общества, содействуя продолжению и развитию традиционной культуры, созданию мирной атмосферы и гармонии в обществе, усилению национального духа.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников