В преддверии первых в истории Московского театра драмы и комедии на Таганке гастролей в Крыму, которые начнутся 27 сентября в Севастополе спектаклем "Таганский фронт" и продолжатся в Симферополе и Ялте, автор спектакля Влад Маленко рассказал РИА Новости, почему всемирно известной труппе так важно сейчас выступить именно перед крымским зрителем, в чем театр видит свое кредо и как формулирует свою гражданскую позицию.
-Сегодня, когда оценки событий, происходящих на Украине, у российской творческой интеллигенции расходятся порой диаметрально, вы везете свои спектакли в Крым. Это ваш гражданский манифест?
— Лично для меня полноценные гастроли театра на Таганке — это вопрос чести. Я родился в Москве, в самом ее центре, но Севастополь для меня — самый родной из всех городов, черноморский Иерусалим. Интеллигенция Крыма должна полюбоваться Таганкой, поразмышлять вместе с ней, вступить в диалог, поспорить. Мы живем в такое время, когда особенно важно, чтобы не размывались контуры духовного единения. Общая история, общая печаль и счастье — вот что нас всех соединяет и уберегает от пропасти.
В 2011 году я написал поэму "Севастополь". Если ее прочитать сейчас или посмотреть ролик в интернете, то не верится, как такое могло быть написано за три года до известных событий.
- Таганка сейчас переживает непростой период очередной реорганизации. Можно ли говорить, что это по-прежнему коллектив единомышленников? Все ли разделяют ваши взгляды?
— Этот театр сейчас, как женщина без мужчины. В доме нет хозяина. Труппа состоит из прекрасных актеров. Фантастические мастера, представлены все поколения! Начальство не знает, что с такой труппой делать. Ведь, слава Богу, жив отец-основатель. Это означает, что любой рискнувший возглавить театр человек автоматически подвергнется обвинениям в том, что он замахнулся на мистический организм, принадлежащий Любимову. Вне его театра как бы нет. Вне Немировича-Данченко есть, вне Гончарова есть, а тут — ну вот нет…
Это своеобразный шахматный пат — ни снизу, ни сверху нет смелости сделать ход в пользу сохранения труппы или наоборот. Представьте себе фантастическую ситуацию: есть МХАТ, есть старый Станиславский, но он не хочет работать с актерами, поэтому МХАТ убивают бездействием. Разве государство может пойти на такое?
Таганка — национальное достояние, а не крепостной театрик, который в советском прошлом талантливо держал "фигу в кармане" и собирал под свое крыло одаренных бродяг, чтобы они демократию демонстрировали.
- Ваш спектакль "Таганский фронт", который вы везете в Крым, это продолжение старой любимовской Таганки или шаг в новую жизнь?
— Это театральный роман Таганки. В нем шифры и коды истории театра на фоне истории страны. В нем голоса и шаги Высоцкого, Филатова, Золотухина, Боровского. В нем поклон гению Юрия Любимова. Действие насыщено живой музыкой – на сцене легендарный Сергей Летов со своим пронзительным саксофоном, потрясающий перкуссионист Володя Нелинов, музыкальный руководитель Таганки Татьяна Жанова.
"Таганский фронт" – поэтическая многожанровая мистерия: цирк и плачи, сатира и любовная лирика. Это очень горячий и молодой спектакль. Оформлен он молодым сценографом из Питера Василием Семеновым, который умеет оживлять любое пространство. В спектакле музыка Юры Шевчука и группы ДДТ. В нем новая поэзия.
И еще в нем есть позиция автора и актеров. Четкая гражданская позиция – это кредо театра на Таганке. Попытка выразить время через свое искусство – вот художественная обязанность театра улиц.
- И какова эта гражданская позиция?
— Каждый из нас на своем месте должен делать то, ради чего пришел. Кто-то со словом работает, кто-то в подводной лодке ловит сигналы. Но мы же все, если посмотрим в небо как следует, услышим, почувствуем — как оно гудит переменами. И в наших силах изменить угол, изменить вектор. Моя команда сейчас работает над новым действием, которое будет называться "Юго-восток". Мы пишем, ищем союзников, копим силы и пьем жизнь, как пьют чистую воду.
- Но какими вам видятся эти перемены – в России по этому поводу высказывается много точек зрения, зачастую полярных?
— Что говорить, идет сражение. За каждую душу, за людей, за уклад, за страну. Одним выгоден туман, другие не хотят ничего знать, кроме своего огорода, третьи мучительно выбираются на свет.
Уникальное время сейчас, я думаю. Народы слышат сигналы, исходящие от властителей и наоборот. Редчайшее время. Максимального включения требует. И постоянного развития, и совместного рывка вперед. И умения сражаться "за", а не "против".
Важнейшим фактором для человека творческого является способность видеть целое, смотреть на процессы и участвовать в них, понимая связь одного с другим, предчувствуя шаги, предугадывая мотивы. Такой взгляд имел Пушкин. Он гений.
Россия — гениальная иррациональная страна, которую хотят видеть Европой, Азией, еще чем-то, но она — филиал неба на Земле. И тут другие дорожные знаки и законы работают. Кто их ловит, усваивает — тот современный русский человек.