Согласно исследованиям петербургских ученых, на Земле уже с конца 2014 — начала 2015 года может начаться вековая эпоха Малого ледникового периода, а фаза глубокого похолодания ожидается к 2060 году. О том, какие глобальные изменения климата произойдут на планете уже в ближайшие десятилетия, чем грозит этот период человечеству и как нужно к нему готовиться, в интервью корреспонденту РИА Новости Анжелике Болмат рассказал заведующий сектором космических исследований Солнца Главной (Пулковской) астрономической обсерватории РАН Хабибулло Абдусаматов.
— Хабибулло Исмаилович, что значит Малый ледниковый период и на чем основана ваша теория?
— На основании исследования долговременных вариаций мощности излучения Солнца мы уже в течение десяти лет говорим о том, что наступает Малый ледниковый период. Большой и Малый ледниковые периоды — это большая разница в понимании ситуации, природы и физики процесса. Большие ледниковые периоды имеют размах вариации температуры 10-12 градусов. Такие ледниковые периоды вызваны изменением параметров орбиты Земли и угла наклона оси ее вращения. В результате этого меняется расстояние от Земли до Солнца, поэтому меньше солнечного потока излучения поступает на Землю. Все знают, что в этот период чуть ли не все континенты покрываются ледниками.
Малый ледниковый период связан с изменением мощности излучения самого Солнца и имеет квазипериод 200 лет. Грубо говоря, два века плюс-минус 70 лет. В этот период уменьшение мощности излучения Солнца может достигать до 0,5%, что совместно с последующими (вторичными) климатическими механизмами обратной связи (рост альбедо Земли, уменьшение концентрации водяного пара и других парниковых газов в атмосфере) приводит к Малому ледниковому периоду. При этом Малые ледниковые периоды по изменению температуры на порядок ниже, чем Большие ледниковые периоды, и составляют примерно 1-1,5 градуса по Цельсию.
— Но ведь полтора градуса — это же не очень много?
— Что такое полтора градуса для всей планеты?! Это значит, что средняя температура по всему земному шару опустится примерно на полтора градуса, когда у нас наступит глубокая фаза похолодания Малого ледникового периода. Это ожидается примерно в 2060 году, плюс-минус 11 лет. Дело в том, что наш прогноз основывается на том, что мощность солнечного излучения в 2043 году, плюс-минус 11 лет, ориентировочно достигнет своего квазидвухвекового минимума. Но при этом глубокое похолодание не наступит сразу, потому что существует термическая инерция Мирового океана. То есть Мировой океан не только поглощает, но и аккумулирует поступающую солнечную энергию. Термическая инерция Мирового океана равна примерно 20 плюс-минус 8 лет.
Таким образом, океан нагреется только через 20 лет после того, как увеличится мощность излучения Солнца, и, наоборот, начнет остывать только после 20 лет.
Поэтому мы ожидаем, что если в 2043 году, плюс-минус 11 лет, будет минимум мощности солнечного излучения квазидвухвекового цикла, он продлится примерно 45-65 лет. Соответственно, глубокое похолодание 2060 года, по нашим приблизительным оценкам, продлится 45-65 лет. После этого наступит очередной квазивековой цикл потепления, и это будет уже в начале XXII века.
Нужно еще иметь ввиду, что то потепление, которое мы наблюдали в XX веке, происходило не только на Земле. Потепление происходило и на Марсе, и на других планетах Солнечной системы. То есть квазидвухвековое изменение мощности излучения Солнца приводит к изменению климата всей Солнечной системы. То есть в этом квазидвухвековом цикле по аналогии с земными сезонами мы наблюдали во всей Солнечной системе лето. Сейчас наступает уже "солнечная осень", которая продлится условно до 2060 года, затем наступит "солнечная зима" во всей Солнечной системе. А в начале XXII века наступит "солнечная весна".
— А в настоящее время, по вашим наблюдениям, на Земле уже происходят какие-то видимые изменения?
— В последние годы изменилась температурная обстановка (ситуация) на планете, уже есть признаки понижения температуры. И согласно тому изложению, которое я декларирую, буквально в конце этого года, может быть, начале следующего года, после максимума мощности солнечного излучения 24-го 11-летнего цикла должно наступить начало квазивековой эпохи Малого ледникового периода, который продлится до начала следующего столетия.
— Но ведь сейчас все продолжают говорить о глобальном потеплении…
— Шум, названный глобальным потеплением, который поднялся во всем мире, был вызван изменением температуры планеты всего на 0,7 градуса за более чем 100-летний период. Сейчас мир до сих пор борется с глобальным потеплением. По некоторым данным, ежегодно в мире на борьбу с глобальным потеплением выделяется около 5 миллиардов долларов. Порядка 97% ученых всего мира пока поддерживают эту теорию.
Но я хочу особо подчеркнуть, что в течение последних 17 лет, с 1997 года, уровень углекислого газа в атмосфере растет в том же темпе, что и раньше. В то же время в течение последних 17 лет глобальная температура планеты не растет. У нас происходит стабилизация температур. Это факт. Процесс потепления с 1997 года отсутствует! Мощность излучения Солнца последовательно уменьшается с 1990 года и до сих пор продолжает ускоренно уменьшаться. С 1990 года Солнце больше не греет Землю как прежде.
Однако образовавшийся длительный дефицит поступающей солнечной энергии не компенсировался снижением излучаемой Землёй в космос собственной тепловой энергии, поскольку неостывшая благодаря термической инерции океана Земля излучает тепло в космос в прежних высоких объемах. Это привело к долговременному отрицательному отклонению среднегодового энергетического баланса Земли от равновесного состояния и к соответствующему изменению энергетического состояния Земли как планеты. В результате Земля имеет отрицательный среднегодовой баланс энергии, что приведет к постепенному понижению температуры. В результате уже есть признаки наступления глубокого похолодания. Ну, например, сейчас объявлено о том, что площадь антарктического льда достигла максимального уровня. Это второй важный показатель. Все говорили о том, что глобальное потепление приведет к повышению уровня океана, затоплению городов. На самом деле уровень Мирового океана в течение последних 15-17 лет практически не поднимается. Это тоже факт.
Хочу отметить, что когда я начал говорить о своей теории и публиковать свои научные работы, начиная с 2003 года, когда мировое признание антропогенного глобального потепления было в наивысшей точке разгара, было очень сложно, очень трудно. Но со временем становится все легче, мои предсказания с каждым годом все больше и больше оправдываются.
— Если посмотреть с практической стороны, что ждет человечество, какая погода будет на Земле?
— В экваториальной зоне изменение температуры будет очень незначительное, а чем ближе к полюсам, тем будет ощутимее. Я не хочу гадать, какая будет температура. Мы в данном случае берем по аналогии данные глубокой фазы похолодания предыдущего Малого ледникового периода. Это Маундеровский минимум, глубокая фаза которого происходила в 1645-1715 годах. Во время Маундеровского минимума река Темза в Лондоне, Сена в Париже замерзали на несколько месяцев каждую зиму. И на поверхностях Темзы, Сены и других северных рек устраивались ярмарки, катания на льду. Это абсолютно достоверные факты. И на Москве-реке лед замерзал на несколько месяцев, а по некоторым данным река замерзала даже в сентябре-октябре. По этим фактам и можно судить о том, что нас ожидает. Сейчас на Темзе в Лондоне температура ниже плюс двух градусов практически не опускается. А в будущем северные реки могут замерзать на несколько месяцев каждую зиму.
— Какие угрозы представляет Малый ледниковый период для человечества? И нужно ли готовиться к его наступлению?
— К наступающему Малому ледниковому периоду нужно отнестись очень-очень серьезно. Нужно иметь ввиду, что в этот период в каждой стране, особенно в северных и полярных территориях, стратегически важным элементом существования будет энергия, климатически обусловленные природные ресурсы. Во-вторых, сельскохозяйственная зона земледелия сместится к югу.
Естественно, производство сельскохозяйственной продукции в этих странах существенно сократится. Соответственно, изменится и животный мир в северных регионах планеты. Мы полагаем также, что население может мигрировать из полярных регионов на юг.
Кроме того, станет затруднительной добыча нефти и газа на этих территориях. А шельф Арктики вдали от побережья на десятки-сотни километров эксплуатировать станет практически невозможно, потому что весь Ледовитый океан будет покрыт льдами. И этот лед будет двигаться. Противостоять такому движению практически невозможно. Я думаю, что уже через 20-30 лет там будет ощущаться сложность проведения работ. Возможно, в Малый ледниковый период уменьшится и продуктивность, и жизненный уровень, если заранее не подготовиться к нему. Так, в Маундеровский минимум северные страны, например Финляндия и Швеция, потеряли примерно половину населения за счет миграции, за счет смертей от голода и холода. Это известные факты.
Я считаю, и это мое личное мнение, что уже давно пора "заготавливать дрова" в прямом и переносном смысле. И нужно, чтобы над этим думали и работали соответствующие специалисты. Они должны взять ориентиры — на сколько градусов ожидается похолодание и к чему это приведет. Должен быть полный экономический расчет влияния глубокого похолодания, Малого ледникового периода, на все — на промышленность, на сельское хозяйство, на проживание людей, на развитие. Следует отметить, что оценки экономических и политических последствий изменения климата на основе концепции глубокого похолодания пока вообще не существует!
Естественно, невозможно как-то сравнивать Маундеровский период и наше время. В Маундеровский период это все наступило неожиданно, никто не знал, что будет происходить. А сейчас, если мы об этом знаем, нужно заранее к этому подготовиться, заранее все обдумать. И заранее можно будет предпринимать те грамотные шаги, которые уменьшили бы вред от глубокого похолодания. В настоящее время человечество обладает большими, чем ранее, ресурсами для своей адаптации к глубоким изменениям климата, оно лучше подготовлено к такого рода изменениям как научно, так технически и психологически, поскольку предупреждено задолго до наступления глубокого похолодания. В XXI веке столь грозных последствий не будет: благодаря предсказанию ориентировочной даты и глубины грядущего похолодания, новейшим сельскохозяйственным технологиям и налаженным поставкам продовольствия из южных стран, человечество сумеет успешно преодолеть эпоху грядущих климатических перемен. Мне представляется, самая важная задача — это поддерживать экономический рост ради того, чтобы адаптироваться к грядущему глубокому похолоданию, к значительным затратам. И эту работу нужно начинать уже сейчас, потому что времени, на мой взгляд, осталось немного.