МУРМАНСК, 17 сен — РИА Новости, Анастасия Яконюк. Отец самого кровавого террориста Норвегии Андерса Брейвика Йенс Брейвик представит в четверг свою книгу "Моя вина: История одного отца", в которой он попытался понять, что привело к трагическим событиям июля 2011 года, когда его сын убил 77 человек в Осло, и свою ответственность за то, что произошло, сообщают норвежские СМИ.
Андерс Брейвик 22 июля 2011 года организовал взрыв в правительственном квартале норвежской столицы, в результате которого погибли восемь человек, и открыл стрельбу в молодежном лагере рабочей партии Норвегии на острове Утёйя, где погибли 69 человек. Террорист был приговорен к 21 году тюрьмы, но срок заключения может быть продлен на неопределенное время.
Бывший дипломат Йенс Брейвик живет на юге Франции. Он ушел из семьи, когда сыну был всего год, да и потом редко общался с Андерсом. К моменту совершения теракта он не говорил со своим сыном более 10 лет. Только после того, как суд приговорил Брейвика-младшего к максимальному наказанию, общение отца и сына возобновилось, они начали обмениваться письмами, многие из которых вошли в новую книгу Брейвика-старшего.
Отец террориста — это навсегда
"Я ничего не понимал. В Норвегии был только один Андерс Беринг Брейвик, и это был мой сын", — вспоминает Йенс события того дня, когда он узнал о страшном преступлении сына, когда имя Андерса не сходило с первых полос газет и экранов телевизоров. Только из новостей он узнал, что Андерс был задержан полицией за совершение теракта. Тогда отцу показалось, что он на какое-то время потерял сознание, потом отчаяние от того, что его сын совершил страшное преступление, сменилось глубокой скорбью о тех, кто стал жертвами Андерса. Он замкнулся в своем доме, попытался скрыться от назойливых журналистов, но потом все же решил, что легче и честнее — отвечать на вопросы.
"Я навсегда останусь отцом террориста. С этим я должен жить. Андерсу еще хуже", — пишет Йенс. Он вспоминает, сколько бессонных ночей провел в размышлениях обо всем случившемся. "Мог ли я внушить ему другие мысли, если бы больше общался с ним? Мог ли я предотвратить террор?", — задается вопросами Брейвик-старший.
Сражение за сына
В своей книге Йенс рассказывает о том, что потери начались уже тогда, когда в 1983 суд при разводе родителей оставил Андерса на попечение матери. Йенс Брейвик вспоминает, что испытал шок, когда в том же году получил из Барннверн (служба опеки) письмо с описанием отношений в его бывшей семье, к которому было приложено описание пребывания сына в государственном центре детской и подростковой психиатрии. "Для меня это было что-то новое. Не мог поверить в то, что там было написано", — говорит отец Андерса. Тогда он посчитал, что у его бывшей жены были проблемы, и намеревался забрать сына под свою опеку — это он обсуждал с новой супругой.
В том же году он написал письмо Венке Беринг Брейвик с требованием передать ему права на воспитание сына. "Я считал, что лучше всего для Андерса было немедленно отправиться со мной в Париж, и это должно было быть очевидно для всех, кто читал заключение психолога", — рассуждает Йенс. Однако и это дело он проиграл в суде, и все надежды забрать сына разрушились.
"Я не получил право воспитывать его. Возможно, я был слишком занят работой, и мои разъезды не позволяли нам вести обычную жизнь и выстроить нормальные отношения отец-сын", — пишет Йенс в своей книге. Он сожалеет и о том, что не смог вовремя распознать сигналы от сына, когда у того возникали проблемы. "Чего-то не хватало в его жизни. Я очень злюсь на себя из-за того, что не сделал больше для Андерса. Выходных и каникул было недостаточно. Он вырос вдали от отца", — отмечает Йенс.
Он пишет и о том болезненном периоде, когда его отношения с сыном сошли на нет в 1995 году, Брейвику-младшему исполнилось 16 лет. Отец вспоминает, что Андерс замкнулся, а Йенс не задавал вопросов и решил, что сын пошел своей дорогой в жизни. Только через 10 лет состоялся короткий телефонный разговор, и отцу показалось, что его сын вполне доволен жизнью и нашел свое место в обществе. Следующая весточка от сына пришла уже из тюрьмы.
Брейвик отцу: "Стань фашистом"
Книга "Моя вина: История одного отца" была написана Йенсом Брейвиком в соавторстве с писателем Томасом Мартинсеном. В 170-страничное издание вошли воспоминания отца террориста, его размышления, переписка с сыном. Он размышляет о своей роли и о роли матери Брейвика в том, что случилось.
"Это не стремление защититься. Я должен рассказать", — пишет Йенс Брейвик в предисловии. Некоторые журналисты уже выступили с критикой книги и называют ее "полосканием грязного белья", считая, что при издании нарушены этические нормы — Венке Беринг Брейвик скончалась и не сможет опровергнуть слова бывшего мужа, а Андерс даже не читал рукопись.
Сам же Андерс Брейвик, наладив контакт с отцом из тюрьмы и обмениваясь с ним письмами, поставил ему новое условие — отречься от своих социал-демократических убеждений и присоединился к тому, что террорист называет норвежским фашистским движением.
Брейвик-младший намерен создать "Норвежскую фашистскую партию" (НФП) и "Нордическую лигу" (НЛ). Он потребовал от норвежских властей не препятствовать ему, заявив, что в тюрьме стал демократом, и политическая партия поможет ему продвигать его идеологию ненасильственными методами.