МОСКВА, 17 сен — РИА Новости. США после отказа от использования российских ракет-носителей и кораблей "Союз" для доставки астронавтов НАСА на МКС потратят много времени на создание, сертификацию и испытания собственных пилотируемых средств выведения, считает член-корреспондент Российской академии космонавтики имени Циолковского Андрей Ионин.
Ранее сообщалось, что компании Boeing и SpaceX получат контракт на пилотируемые полеты от НАСА, и первый самостоятельный пилотируемый полет запланирован на 2017 год. После окончания программы "космических челноков" Space Shuttle в 2011 году США используют для полетов на орбиту российские ракеты "Союз" и платят российской стороне за каждый запуск 71 миллион долларов.
"Надо понимать, что реализация нового американского пилотируемого проекта в лучшем случае состоится не в заявленный 2017 год, а в лучшем случае в 2018-2020 годах. Это если всё пойдёт нормально, без аварий", — сказал эксперт РИА Новости.
Он отметил, что пилотируемая космонавтика — это отдельная ветвь в развитии отрасли, поскольку главным критерием при выборе технических решений в этой области является обеспечение сохранности жизни экипажа при нештатной ситуации.
"А задача же новых американских ракет-носителей, к примеру, Falcon-9 и грузового корабля Dragon, иная: вывести за меньшие деньги больше груза, а это совсем другой критерий и иные технические решения", — говорит Ионин.
Он считает, что США не смогут от грузового корабля Dragon легко перейти к его пилотируемой версии.
"Некоторые полагают, что тут применимо сравнение с российскими пилотируемыми кораблями "Союз" и грузовиками "Прогресс". Однако в СССР развитие шло с точностью наоборот: сначала был создан легендарный по своей надёжности пилотируемый "Союз", а уж потом на его основе — транспортный корабль "Прогресс". А вот перейти от грузового варианта Dragon к кораблю, на котором гарантированно безопасно должны летать люди — задача весьма сложная, она потребует значительно больше времени", — отметил Ионин.
Отсюда же, по словам эксперта, вытекают дополнительные требования к ракете-носителю под пилотируемый корабль и к системе спасения экипажа.
"Основное требование — аварийные процессы в ракете должны развиваться медленно, чтобы капсула с космонавтами могла в случае критической нештатной ситуации безопасно отделиться. Имеющаяся в распоряжении США частная ракета-носитель Falcon-9 пока этого обеспечить не сможет ввиду того, что она изначально создавалась под другие задачи", — напомнил Ионин.
Он уточнил, что именно в этом заключается преимущество советской, а затем и российской ракеты "Союз".
"Она очень простая и надежная, и устроена изначально так, что аварийные процессы очень медленно. Такой ракеты у США пока нет, а адаптация существующих типов потребует значительно больше заявленного времени", — заключил эксперт.