МОСКВА, 8 сен — РИА Новости. Ряд законопроектов, направленных на деофшоризацию российской экономики, поступил в Госдуму. Авторами документов являются члены Совета Федерации во главе с председателем палаты Валентиной Матвиенко, следует из базы данных Госдумы.
Как отмечается в пояснительной записке к одному из законопроектов, "использование офшорных компаний российским бизнесом причиняет огромный вред интересам РФ". Авторы законопроекта указывают, что вывод капиталов из России через офшорные зоны достигает внушительных размеров: за 20 лет — более 800 миллиардов долларов.
Сенаторы предлагают запретить компаниям, зарегистрированным в иностранных юрисдикциях, получать государственную поддержку через Внешэкономбанк, а также через механизм госгарантий. Кроме того, в числе законодательных инициатив — раскрытие информации о собственниках организаций, получающих бюджетные средства, и закрытие для офшорных компаний доступа к госзакупкам.
Статью Уголовного кодекса "Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации" предлагается дополнить, прописав в качестве отягчающего обстоятельства уклонение от налогов с применением офшорных схем, трансфертного ценообразования и фирм-однодневок. За это предполагается наказывать штрафом от 200 тысяч до 500 тысяч рублей, либо принудительными работами на срок до 5 лет, либо лишением свободы на срок до 6 лет.
Кредиты ВЭБа
Поправки в закон "О банке развития" определяют, что Внешэкономбанк может финансировать инвестиционные проекты по развитию инфраструктуры и реализации инновационных проектов, предоставляя кредиты российским юридическим лицам или входя в капитал коммерческих организаций, являющихся российскими юрлицами. В настоящее время нет требования о российской регистрации таких юрлиц.
Также Внешэкономбанк сможет участвовать в поддержке малого и среднего бизнеса только путем финансирования банков, зарегистрированных на территории РФ, и российских же юридических лиц, поддерживающих малое и среднее предпринимательство. В действующем законе юрисдикция таких банков и юрлиц не оговаривается.
Кроме того, в случае принятия законопроекта ВЭБ сможет выдавать банковские гарантии только российским юридическим лицам.
Госзакупки
В закон о федеральной контрактной системе предлагается включить требование, согласно которому участником закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд не может быть лицо, местом регистрации, местом жительства либо местом налогового резидентства которого является офшорная зона.
Перечень офшоров, то есть государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций, утверждает Минфин. В настоящее время он включает около 40 территорий, в том числе Британские Виргинские острова, Гибралтар, Гонконг, Лихтенштейн, Мальдивы, Мальта, ОАЭ, Каймановы острова. При этом являющийся притчей во языцех Кипр в этот список не входит уже почти два года — с 1 января 2013 года.
Поправки в закон о госрегистрации юрлиц предусматривают необходимость при регистрации предоставлять сведения о лицах, контролирующих учредителей — резидентов РФ, за исключением компаний, прошедших процедуру листинга.
Бюджетный контроль
Другим законопроектом предлагается внести поправки в Бюджетный кодекс, вводящие норму об обязательном раскрытии информации обо всех получателях средств, направляемых на закупку товаров, работ, услуг для государственных (муниципальных) нужд, а также обо всех лицах, получающих бюджетные средства. В том числе должна будет раскрываться информация о контролирующих лицах организаций — получателей госсредств.
Помимо это предлагается внести дополнение, согласно которому государственные или муниципальные гарантии будут предоставляться только российским юридическим лицам.