ОБСЕ в ночь на воскресенье обнародовала на своем сайте полный текст протокола, подписанного в пятницу по итогам встречи трехсторонней контактной группы по урегулированию на Украине. Один из участников этих переговоров, глава Луганской народной республики Игорь Плотницкий, прокомментировал в воскресенье этот документ по телефону РИА Новости.
- Какие пункты минского протокола Вы считаете наиболее важными?
По другим пунктам протокола у нас больше вопросов, чем ответов. Но мы согласились включить их в протокол, чтобы не тормозить начало мирного процесса.
- Какие конкретно вопросы у ЛНР и ДНР возникли по протоколу?
— Наш главный приоритет — сохранение жизней мирных граждан. Нам необходимо нормализовать жизнь людей, создать условия для возвращения в родные дома более миллиона беженцев и начать экономическое возрождение нашей Родины. Нам нужно восстановить экономику, связи с Россией, Украиной, Европой.
Мы также надеемся в ближайшие дни завершить процедуры обмена всех заложников и удерживаемых лиц. Пункт о принятии закона о недопущении преследования и наказания лиц в связи с событиями, которые имели место в отдельных районах Донбасса и Луганщины, должен быть исполнен, чтобы предотвратить массовые политические репрессии со стороны украинских силовых структур. Мы будем внимательно изучать проект закона, который Украина обещает принять. Это должен быть закон без обмана.
По остальным пунктам нужно разбираться.
- Вы довольны тем, что в протокол включен пункт о выборах в ДНР и ЛНР и об особом статусе республик? Чего вы ждете от закона, который должна в связи с этим принять Украина?
— Мы удовлетворены тем, что предусматривается принятие закона об особом статусе Донбасса и Луганщины, а также гарантируется проведение свободных выборов в наших республиках. Народ сам решит, кто должен управлять Донецкой и Луганской землей. Решит независимо от военного и информационного давления Киева.
Мы будем внимательно изучать и этот закон — об особом статусе наших территорий. Этот закон должен не только дать свободу народному самоуправлению, но и закрепить право жителей наших республик самостоятельно формировать народные отряды вооруженных граждан для охраны общественного порядка. Этот закон должен предусмотреть возможность строить отношения с Украиной на договорных началах. В нем должны быть зафиксированы статус русского языка и обязательства Украины не препятствовать свободным экономическим связям наших республик с Россией.
- Если Вы говорите об особом статусе республик, получается, что о независимости уже речи не ведете?
— Закон об особом статусе не означает отказа от независимости ЛНР и ДНР. Но мы понимаем, что ради восстановления мира и безопасности, экономических и социальных связей мы можем и должны идти на компромиссы, а там, где нужно, максимально сближаться с украинским обществом. Закон об особом статусе для нас будет подтверждением курса Киева на мирное урегулирование конфликта. Мы диалог не отвергаем, но он должен быть равноправным и содержательным.
- Два пункта протокола, в которых говорится о выводе незаконных вооруженных формирований и обеспечении мониторинга границы с Россией, вас устраивают?
— Что касается мониторинга границ ЛНР и ДНР с Россией. Мы будем внимательно изучать, что именно имеют в виду авторы этого пункта. Авторы эти — представители Киева. Зона безопасности на границе наших республик с Россией — это что? Если это какой-то замысел, чтобы опять попытаться взять республики в кольцо блокады, это не пройдет. Мы будем требовать стопроцентных гарантий для безопасности населения, политических институтов и инфраструктуры ЛНР и ДНР.
Что касается пункта о выводе незаконных вооруженных формирований, военной техники, боевиков и наемников с территории Украины, то нужно сначала разобраться, какие формирования считать незаконными. Мы считаем всю Нацгвардию незаконным вооруженным формированием. Мы считаем, что боевики Коломойского должны быть изгнаны из Украины и вообще из Европы. Мы считаем, что военная техника украинской армии незаконно присутствует как на Луганской, так и на Донецкой земле. Если украинская сторона так же понимает этот пункт — мы за. Если не так — надо разбираться.
- Вы говорите об обмене пленными. А что сейчас уже сделано для этого?
— Мы привезли в Минск проект Меморандума об имплементации режима прекращения огня, подписание которого выводит достижение мира на практический уровень и передали контактной группе списки своих товарищей, насильственно удерживаемых украинской стороной. Надеемся в ближайшие дни завершить процедуры обмена. Мы готовы вернуть всех украинских военных, находящихся у нас в плену.
- Вы будете обращаться за экономической помощью и к кому?
Развязанная Киевом война парализовала мощнейший экономический регион. Теперь не обойтись без поддержки России, Европы, других стран для восстановления производства. сегодня мы находим источники для того, чтобы платить пенсии, детские пособия, пособия по инвалидности. Республики приняли закон о социальных гарантиях. Мы будем выплачивать пенсии и пособия беженцам. Потому что беженцы. — наши граждане.