Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Новая национальная идея России формируется в муках

© РИА НовостиВладимир Лепехин, директор Института ЕврАзЭС, член Зиновьевского клуба МИА "Россия сегодня"
Владимир Лепехин, директор Института ЕврАзЭС, член Зиновьевского клуба МИА Россия сегодня
Владимир Лепехин размышляет о том, из каких источников постепенно рождается новая национальная идея России.

Владимир Лепехин, директор Института ЕврАзЭС, член Зиновьевского клуба МИА "Россия сегодня"

Сопредседатель Зиновьевского клуба МИА Россия сегодня Ольга Зиновьева
"Зиновьевский клуб" сформирует справедливый образ России в миреВ противовес "либеральной и неолиберальной псевдодемократической пропаганде" экспертная исследовательская площадка МИА "Россия сегодня" поможет сформировать не "топорный политический дискурс", а "справедливый образ России в мире, соответствующий ее реальному весу, мощи и самодостаточности в XXI веке".
На фоне усиливающихся воплей некоторых российских политиков о необходимости возрождения Российской империи напоминаем читателям, что новая национальная идеология, овладевающая умами российских элит, не имеет никакого отношения к имперским амбициям отдельных персонажей светской хроники, но связана с идеей России как "страны-цивилизации". Так что и к призывам, например, лидера ЛДПР поменять нынешний российский триколор на имперский стяг нужно относиться так, как посоветовал недавно в Ялте Владимир Путин: "Владимир Вольфович зажигает красиво", но "это его личное мнение, не всегда совпадающее с официальной позицией Российской Федерации".

Понятно, что у многих на языке давно вертится вопрос: "А почему президент не озвучит основы новой национальной идеи?" Некоторые так просто впадают в истерику, предлагая незамедлительно идеологизировать Конституцию РФ. Ответ прост: всему свое время. Очевидно ведь, что подлинно национальная идея не может быть навязана народу, который в XX веке уже дважды обжегся, пойдя за вождями-популистами: в 1917-м и в годы "либеральных реформ". Владимир Путин, очевидно, не популист и хорошо понимает, что такая идея должна вызреть в самом народе — и только после этого власть вправе объявить о её наличии.

Так вот: подлинно национальная идея рождается сегодня в Новороссии. Рождается не в кабинетах разного рода "образованцев", а в муках, крови и жестком, вооруженном противостоянии русских людей новой нацистской своре, снова спущенной с поводка сильными мира сего и снова — против России.

Свора эта, согласно заветам Гитлера ("Drang nach Osten" — "Натиск на Восток"), вот уже два десятилетия вновь движется к российским границам вовсе не для того, чтобы формировать вместе с Россией "Большую Европу от Лиссабона до Владивостока", но совсем с другими целями. С какими? Это хорошо видно на примере Украины, где "цивилизованный" Запад — в лице НАТО, Евросоюза, Госдепа США и других своих "передовых" отрядов — склонен поддерживать всё, что направлено против России, Русского мира и евразийства.

В самом начале кровавых событий на юго-востоке Украины жители Донецкой и Луганской областей, ощущая нарастающую угрозу привычному и дорогому им миру — с русским языком, постсоветской интернациональной культурой и православными ценностями, первоначально не могли объяснить причины этих "внезапно" возникших угроз и, тем более, облечь объяснение происходящего в понятные тексты и мыслеформы. Однако же противостоять нацистским рефлексам без какой-либо сильной идеологии за спиной невозможно, особенно когда на тебя прут военная мощь целого государства и частные армии олигархов, поддержанные самой мощной державой мира.

Разумеется, либеральная идея тут не поможет, как не помогла она политкорректной Европе в борьбе против нацистов в годы Второй мировой войны. К сожалению, никто и никакой новой и внятной идеи Сопротивлению юго-востока не предложил. И люди в Новороссии стали искать идейную опору сами. Они хватались за все, что, как им казалось, могло бы противостоять идее "единой Украины без русских": пытались найти альтернативу в советской и имперской идеях, в православной вере и антифашистской солидарности, в псевдоаналитике КОБ и ДОТУ и видеороликах с гэгами лидеров ЛДПР и КПРФ, становясь объектом стеба со стороны рафинированных ведущих известной столичной радиостанции… Но постепенно, шаг за шагом, в среде Сопротивления стало вызревать понимание сути происходящих в мире пертурбаций. Здесь стали избавляться от псевдоидеологической шелухи, и сегодня мы видим, как на юго-востоке Украины формируется идея суверенности Русского мира, вновь вынужденно противостоящего Западу. Западу как глобальному рынку и "Миру денег, технологий и развлечений", трансформирующемуся в "Мир хаоса, насилия и извращений".

Впрочем, правильнее было бы сказать: не рождается, а возрождается, как бы всплывает из глубин народной памяти, из национального подсознания — архивов, библиотек и прочих закрытых до сего дня на семь замков сундуков как некое мощное интеллектуально-ценностное наследие, которое необходимо открыть и осознать заново.

Наследие, о котором идет речь, — это десятки выдающихся, мирового уровня, российских и советских мыслителей. Это тысячи трудов, преданных в XX веке забвению, но сегодня возвращающихся к благодарной аудитории.

Вряд ли стоит погружаться в российскую историю столь глубоко, чтобы напомнить читателю о старце Филофее, Сергие Радонежском или первом Московском митрополите Алексии. Начнем отсчет известных фамилий с золотого для российской мысли XIX века.

Одним из первых российских мыслителей, работы которого заложили основы цивилизационной идеологии, стал выдающийся историк Николай Данилевский, который еще полтора века назад все объяснил и про Запад, и про славян, и про русскую идею. Более того, труд Данилевского "Россия и Европа", который, по утверждению Ф.М.Достоевского, должен стать "настольной книгой каждого русского", фактически лег в основу цивилизационных концептов таких "тяжеловесов" мировой социологии, как Освальд Шпенглер, Питирим Сорокин и Арнольд Тойнби.

Говоря о работах, посвященных анализу корней российской цивилизационности, нельзя не вспомнить книгу "Византизм и славянство" известного русского философа Константина Леонтьева, а также труды таких мыслителей, как Павел Флоренский, Владимир Соловьев и Николай Бердяев, заложивших основы цивилизационной аксиологии. Из этого же ряда — изыскания русских евразийцев в лице Николая Трубецкого, Петра Савицкого, Георгия Флоровского, Льва Карсавина, Владимира и Георгия Вернадских, Николая Алексеева и иных представителей данного направления русской общественно-политической мысли. К примеру, Николай Трубецкой сформулировал идею "цивилизационного вызова-ответа" значительно раньше, чем это сделал классик мировой цивилизациологии Арнольд Тойнби, а Владимир Вернадский первым стал использовать в исследованиях проблем мировой цивилизации ноосферный, то есть системный и надпарадигмальный подход.

Нельзя не отметить чрезвычайную важность для развития цивилизационной теории и идеологии трудов таких российских и советских мыслителей, как Лев Мечников, Лев Гумилев, Борис Рыбаков, Никита Моисеев. Так, Лев Мечников исследовал русскую цивилизационность с позиций физической географии и социальной антропологии, закрыв таким образом пробелы в мировой цивилизационной науке, ориентирующейся в период творчества названного автора в основном на факторы кросс-культурного и политэкономического характера. Ну а труды такого "человечища", как Лев Гумилев, будучи не связанными напрямую с "теориями цивилизаций", на самом деле представляют собой не что иное, как непревзойденный анализ исторических процессов, происходивших в течение тысячелетий в пределах русской и евразийской самобытностей.

Чрезвычайную актуальность сохраняют цивилизационные работы академика РАН Никиты Моисеева, в которых автор предвосхитил взгляды известного американского социолога Сэмюэля Хантингтона. Наконец, ещё один выдающийся отечественный мыслитель, рассуждавший не по-имперски, но по-цивилизационному — это Александр Зиновьев, работы которого вторгаются в современную жизнь в качестве если не фундамента, то по меньшей мере "технического задания" к новой национальной идее.

Разумеется, текстов на цивилизационную тему не встретить сегодня в большинстве российских независимых и государственных СМИ: отечественные медиа в принципе не заточены на подобную проблематику. Так что новая идеология пробивает дорогу к умам и сердцам россиян иным путем.

Юрий Городненко
Евразийский союз: запрос на новую идеологиюВ евразийских объединительных процессах наличие общих ценностей для стран куда важнее географического принципа, считает Юрий Городненко.
Во-первых, она приходит в Россию через освоение названного выше наследия, через евразийство. Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, который уже два десятилетия последовательно и настойчиво приучает Евразию к цивилизационному мировидению, а также через всё более многочисленные тексты современных российских ученых-цивилизациологов вроде Александра Панарина, Юрия Яковца, Александра Костяева, Надежды Максимовой и многих других.

Во-вторых, она формируется суждениями тех российских лидеров, которые — в силу лежащей на них ответственности — не могут позволить себе быть банальными чиновниками, но обязаны думать о будущем страны. (Речь идет прежде всего о президенте России, о патриархе Кирилле или, к примеру, о председателе Конституционного суда РФ Валерии Зорькине, который не так давно опубликовал блестящую статью "Цивилизация права").

Наконец, в-третьих, цивилизационная идея приходит к нам через яркие, трассирующие тексты и образы, рождающиеся сегодня в Новороссии и по поводу Новороссии.

Словом, автором идеи России как "страны-цивилизации" становится многонациональный российско-новороссийский народ. А вот что такое новая национальная идея по существу, мы расскажем в следующих наших публикациях.

Оценить 98
Рекомендуем
РИА
Новости
Лента
новостей
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала