Александр Чаленко
Однако многие в эти заявления поверили. И начали объяснять позицию переговорщиков из юго-востока Украины давлением Кремля на лидеров Новороссии. Мол, Кремль не может пока позволить отделение юго-востока от Украины. Причин тому много: нет средств на поддержание экономики независимой (или в составе России) двадцатимиллионной Новороссии (это ведь не маленькие Приднестровье, Южная Осетия и Абхазия); нет желания идти на серьезную политическую и экономическую конфронтацию с Западом. Кроме того, ситуацию осложняют гуманитарная катастрофа в Донбассе и невозможность в условиях войны нормализовать повседневную жизнь населения. Еще не начался развал Украины, вызванный надвигающейся экономической катастрофой и новым восстанием в Киеве.
По такой логике, автономная Новороссия в составе Украины могла бы быть вроде как компромиссом. Во всяком случае, на ближайшее время.
Но думаю, что Кремль и руководство двух новороссийских республик понимают, что Новороссию, оставшуюся в составе Украины, ждет неминуемое поражение, даже если ее автономия будет гарантирована и Россией, и Америкой, и ЕС. Мало того, альтернативой этому "неминуемому поражению" будет только новая война.
Давайте разберемся, почему.
Военная удача — на стороне ополченцев
Очевидно, что Украина не просто стоит на грани военного поражения в Донбассе. Армия Новороссии может фактически без усилий занять всю Большую Новороссию от Харькова до Одессы, после чего отправится в поход для освобождения Киева. О таком намерении не раз заявляли военные лидеры ДНР и ЛНР.
Поэтому стоящая перед Вашингтоном и Киевом сейчас задача-минимум — это прекращение наступления армии Новороссии. Задача-максимум — постараться всеми правдами и неправдами сохранить Донбасс, а значит, и Большую Новороссию в составе Украины. Если это получится, то добить Новороссию и новороссийскую идею, в конце концов, у Америки с Киевом получится.
Почему украинская Новороссия обречена на гибель
Граждане ДНР и ЛНР 11 мая в большинстве голосовали за независимость этих республик. Но тогда, скорее всего, они думали, что сценарий будет развиваться совершенно по-другому: после голосования придут "вежливые люди", потом будет новый референдум о присоединении ДНР и ЛНР к России, а в конце — подписание в Кремле договора о вхождении этих территорий в состав РФ, то есть повторение крымского сценария. И никаких украинских танков и карателей на территории Донбасса не будет. Они просто не посмеют начать воевать против России.
Что вышло в итоге? Вышло фактическое невмешательство России, которое, давайте будем откровенны, было воспринято донбассовцами как предательство. Вместо кошмара Евромайдана Донбасс получил кошмар обстрелов украинской артиллерией своих городов, гибель мирного населения. Сотни тысяч людей стали беженцами, сотни тысяч потеряли работу и средства к существованию. Короче говоря, вместо воссоединения с Россией, Донбасс получил гуманитарную катастрофу.
К тому же многие граждане стали воспринимать ДНР и ЛНР как территорию махновщины и грабежей, так как ополчение, участвуя в военных действиях, не смогло там навести порядок и сделать эту землю территорией закона.
Поэтому Новороссия для жителей и Донбасса, и Большой Новороссии, если не довести дело до обретения независимости, будет теперь ассоциироваться не с чем-то светлым, с русской мечтой, с русской землей, а лишь со страданиями и гибелью.
Если бы Новороссия стала независимой, если бы в результате ее победы Украину постиг бы крах, то все эти события были бы восприняты иначе: то, что произошло весной и летом, было ужасом, но теперь нам никто и ничего не угрожает. Украина нас больше не достанет. Это уже другое государство. Давайте налаживать теперь мирную жизнь.
Однако если единая Украина от Ужгорода до Луганска будет сохранена, то граждане Новороссии в силу своего человеческого конформизма просто предпочтут стать украинцами, чем еще раз подвергаться испытаниям, которые выпали на их долю.
Если же у руководства ДНР и ЛНР, оставшихся в составе Украины, не будет массовой поддержки собственных граждан, то оно в итоге получит массовые акции протеста и, в конце концов, ДНР и ЛНР как политический проект ждет гибель. Что касается Харькова и Одессы, то о Русской весне-2 там можно будет забыть навсегда: стать жертвами обстрелов там никто не захочет.
С таким деморализованным и дезориентированным населением будет легко работать прозападным политикам и прозападным грантоедским общественным организациям, которые будут внушать населению мысль, что надо избавиться от новороссийской идеи, надо поверить в единую Украину, и тогда те ужасы, которые граждане испытали, больше не повторятся. Не хотите украинских танков на улицах ваших городов — прекратите поддерживать сепаратистов. Формула ясна и понятна.
Позиция бизнеса и власти: деньги могут перевесить
Он боится, что Новороссия, во-первых, станет новым Приднестровьем. То есть она подпадет под западные санкции, и тогда невозможно будет брать западные кредиты, сюда не пойдут европейские и американские товары, а раз так, — то население будет бедным и неплатежеспособным. Таким образом, бизнес будет занимать проукраинскую позицию, и делать все для того, чтобы воспрепятствовать массовому пророссийскому движению. А в Донбасс бизнес попросту не вернется. Тогда говорить о нормализации жизни в ДНР и ЛНР больше не придется. Все это, в свою очередь, также станет еще одной причиной массового разочарования граждан Донбасса.
Сама власть — отдельная тема. Вашингтон и Киев начнут подкупать руководство Новороссии. Ничто не вечно под луной. Сейчас вожди Новороссии настроены пророссийски. Но кто знает, как дело обернется в будущем. Вожди — тоже люди, кто-то из них падок на деньги, потому что хочет хорошей жизни. У кого-то есть неудовлетворенные амбиции, кто-то обижен. Поэтому не стоит строить иллюзий, и предполагать, что Вашингтон и Киев не будут играть на этом, не будут стараться переманить руководство или часть его на свою сторону.
Помните: Кучма и Янукович пришли к власти под пророссийскими лозунгами, а что вышло в итоге? Они перешли на сторону Запада. Такие же метаморфозы могут случиться и с кем-то из руководства Новороссии.
И, наконец, военный аспект. Вашингтон может помочь Киеву создать действительно хорошо вооруженную, обученную и боеспособную армию, систему противовоздушной обороны. Это сейчас украинская армия фактически разбита, но это не значит, что за несколько лет нельзя будет создать профессиональные Вооруженные Силы.
Поэтому Новороссия в составе Украины — это тупиковый вариант. Единственное, что утешает: на автономию, при которой Новороссия будет иметь фактически свои вооруженные силы и своих прокуроров, не согласится ни Вашингтон, ни Киев.