МОСКВА, 1 сен — РИА Новости. Лидеры и представители традиционных религий РФ поздравили учащихся духовных и светских учебных заведений России с началом нового 2014/2015 учебного года, отметив особое значение образования подрастающего поколения в деле сохранения традиций и поступательного развития религиозных общин и всей страны.
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обращает внимание на то, что "предстоящий год ознаменован важной памятной датой — 1000-летием преставления ко Господу святого равноапостольного великого князя Владимира, крестителя Руси". По словам предстоятеля Русской церкви, жизнь князя Владимира является "примером глубинного перерождения, которое способна сотворить благодать Божия со всяким человеком, предающимся ее водительству".
"Жестокий язычник сделался равным апостолам, которые обращали ко Христу людей, и, не будучи носителем священного сана, стал пастырем своего народа и посвятил себя служению открывшейся ему Истине. Следуя примеру князя Владимира, не ослабевайте в вере, возрастайте в любви и укрепляйтесь в надежде", — говорится в поздравлении патриарха преподавателям и учащимся духовных школ и других учебных заведений РПЦ.
Патриарх призвал студентов "всегда помнить о своем призвании и воспринимать саму возможность обучения в духовной школе как благословение Божие, позволяющее достойно подготовиться к нелегкому, но спасительному церковному служению".
"Не теряйте времени понапрасну, возделывайте ваши сердца, образовывайте ум, внимайте преподаваемым наукам с терпением и молитвой. Приобретайте духовный опыт, подражая доброму примеру ваших наставников и созидая прочный фундамент для последующего делания во славу Церкви Христовой", — заключил предстоятель РПЦ.
Изучать все религиозные культуры
Заместитель председателя Духовного управления мусульман Европейской части России (ДУМЕР) Фарид Асадуллин, говоря о возможных нововведениях в новом учебном году, выразил надежду, что на государственном уровне все-таки будет принято решение об изучении в средних общеобразовательных школах сразу всех религиозных культур, а не какой-то одной на выбор учениками, как это сейчас практикуется в рамках предмета "Основы религиозных культур и светской этики" (ОРКСЭ).
Учебный курс ОРКСЭ, введенный с 1 сентября 2012 года по всей России для учащихся четвертых классов, предусматривает изучение на выбор основ православной, исламской, буддистской или иудейской культур. Кроме того, по желанию преподаются основы всех мировых религиозных культур или основы светской этики. Как правило, решение о выборе модулей принимают родители.
"Наша страна многоконфессиональная, светская, и надо изучать культуру не какой-то отдельной религиозной традиции, а всю совокупность — культуру всех народов, которые проживают на территории страны, включая и религиозные традиции. Сейчас все сводится к тому, что этот модуль будет окончательно утвержден, и это будет культура всех народов РФ", — заявил Асадуллин.
По его словам, подрастающее поколение стремится получать объективные знания не только о культуре своего народа, но и народов, с представителями которых "приходится общаться и жить бок о бок".
Зампредседателя ДУМЕР также сказал РИА Новости, что каких-то кардинальных изменений в образовательном процессе у мусульман после наступления 1 сентября не ожидается. "В наших учебных заведениях жизнь идет согласно уже заведенному порядку. В октябре начинаются занятия в высших учебных заведениях, где-то в сентябре начинает работать воскресная школа, если речь идет о Московской соборной мечети. Никаких особых изменений в части религиозного образования я не вижу", — добавил Асадуллин.
Применять знания в жизни
Постоянный представитель Буддийской традиционной сангхи в Москве Санжей-лама по случаю наступления 1 сентября пожелал учащимся "уметь применить полученные знания к жизни". "Для подрастающего поколения нужны усидчивость, терпение, стремление к знаниям — для учащихся это актуально", — сказал РИА Новости Санжей-лама. Он сообщил, что в буддистской общине перед учебой принято совершать также особые молебны, во время которых верующие просят о даровании мудрости.
Глава департамента общественных связей Федерации еврейских общин России (ФЕОР) Борух Горин со своей стороны отметил, что образовательная деятельность и подготовка кадров является приоритетной для ФЕОР, поскольку "в первую очередь, это будущее еврейской общины России".
При этом, добавил он, в федерации стремятся к тому, чтобы "учащиеся не выходили из орбиты деятельности еврейской общины и после окончания наших учебных заведений". В настоящее время в сеть образовательных учреждений ФЕОР по всей стране входят около 150 учебных заведений и 15 тысяч учащихся.
"В образовательной деятельности мы видим, в первую очередь, потенциал для существования в будущем сильной, развитой еврейской общины страны", — сказал собеседник агентства.