МОСКВА, 27 авг — РИА Новости, Милена Фаустова. С 1 сентября в Москве возобновит свою деятельность католический Институт святого Фомы, который с момента своего основания в России в начале 1990-х годов находится под патронажем ордена иезуитов. Об истории Общества Иисуса, его настоящем и будущем в России РИА Новости рассказал директор Института, священник-иезуит Томас Гарсиа Уидобро Ривас.
"К настоящему моменту на 2014-2015 учебный год мы приняли около 50 студентов… На каждую программу мы принимаем не более 30 человек", — отметил Томас Ривас.
Он рассказал, что Институт святого Фомы возник на базе колледжа католической теологии, открытого в Москве в 1991 году. Позже он был преобразован в высшую школу и даже получил государственную лицензию. За годы своего существования институт выпустил более 700 студентов, но в 2013 году неожиданно был закрыт, а спустя год открылся как учреждение дополнительного образования.
"В прошлом году у нас созрело понимание, что рамки стандартного высшего образования не позволяют нам отвечать потребностям наших студентов. Поэтому мы решили, что институт, работающий по программе дополнительного образования, позволит нам сделать нашу модель образования уникальной и более творческой", — пояснил собеседник агентства.
Богатство в различиях
В возрожденном Институте святого Фомы на новый учебный год пока запланировано три программы — богословская программа "Вера и диалог", психологическое направление "Психология и духовное развитие человека" и искусствоведческое "Искусство и духовность: творчество как духовный процесс". Обучаться в институте могут не только католики, но и приверженцы любой религии и христианской деноминации, продолжает священник.
Никакого стремления к прозелитизму на территории России у ордена иезуитов нет, заявил он. "Мы хотим, чтобы наши студенты развивались как гармоничные, творческие люди с богатым внутренним миром <…> Слово "католический" — греческое по происхождению. Оно означает "вселенский, универсальный". Именно так мы видим свое служение в России. Эта "вселенскость, универсальность" означает, что мы не стремимся к унификации, но видим в различиях богатство", — подчеркнул иезуит.
Российские иезуиты
В этом году Общество Иисуса отмечает особый юбилей — 200 лет с момента своего воссоздания. Орден иезуитов был основан еще в 1534 году святым Игнатием Лойолой и утвержденный папой Павлом III в 1540 году. Во второй половине XVIII века папа Климент XIV, во многом под давлением европейских монархов, принял решение распустить орден. Но покровительствовавшая ему императрица Екатерина II просто запретила публиковать в России папский указ. А возрождению Общества способствовал Павел I, который направил папе Пию VII письмо с ходатайством о воссоздании братства иезуитов.
"Российские монархи любили иезуитов в связи с образовательной деятельностью Общества Иисуса… В России в то время было мало школ, и мы помогали вашей стране их развивать. Особо популярны иезуитские школы были среди дворян", — пояснил Томас Ривас.
Известно, что среди отпрысков знатных русских фамилий, обучавшихся в иезуитских пансионах, были Голицыны, Толстые, Пушкины, Кутузовы, Одоевские, Глинки и многие декабристы. Правда, во времена императора Александра I и вплоть до падения русской монархии в 1917 году отношение к ордену и его членам кардинально изменилось. Иезуиты были изгнаны из страны, их образовательные заведения закрыты, а сам термин "иезуит" стал негативно-нарицательным.
"Неиезуитские" улыбки и иезуитское образование
"Ярким примером этого были "Письма к провинциалу" Паскаля, выпущенные в 1656 году: в них писатель в искаженном виде представляет образ иезуита… Наиболее часто мы встречаемся с представлением, что "иезуит" означает "хитрый". Такие характеристики у нас вызывают лишь улыбку", — заметил директор Института святого Фомы.
Томас Ривас напомнил, что слово "иезуит" произошло от имени Иисуса Христа. "Братья ордена святого Франциска именуются францисканцами, а святого Доминика — доминиканцами. Святой Игнатий (основатель ордена) хотел, чтобы мы носили имя Иисуса", — добавил священник.
Он рассказал, что сам вступил в орден, когда ему было 20 лет, после участия в своеобразной методике христианской медитации — "Духовных упражнениях", составленных Игнатием Лойолой. "Они тогда помогли мне лучше увидеть, не только то, что Господь хочет от меня, но и что, на самом деле, в глубине сердца я хотел того же самого", — пояснил Томас Ривас.
По его словам, одним из ключевых направлений деятельности ордена является образование.
"Уже первые иезуиты были убеждены, что хорошее служение людям в современном мире предполагает, кроме прочего, глубокую интеллектуальную подготовку. Поэтому до сих пор каждый иезуит учится не менее 10 лет перед тем, как станет священником", — подчеркивает священнослужитель.
Вызов и ответственность
Все то время, что иезуиты присутствуют в России, они занимаются только интеллектуальным служением, утверждает Томас Ривас. После их возвращения в Россию в Москве, помимо открытия Института святого Фомы, стал издаваться журнал "Символ", начало работать издательство Bibliotheca Ignatiana, а также арт-мастерская "На горе". Иезуитская библиотека и культурный центр "Индиго" есть сегодня и в Новосибирске. А в Томске с 2014 года действует и иезуитская общеобразовательная школа (с 1 по 11 класс) и католическим приходом.
"Мы знаем и принимаем, что Россия — это, прежде всего, православная страна… у нас сложились очень хорошие отношения со многими православными и протестантами, а также видными представителями академической среды… Они принимают активное участие в конференциях и курсах, которые мы проводим, а также преподают у нас", — говорит иезуит.
Он подчеркнул, что сейчас на ордене лежит особая ответственность — ведь впервые за всю историю Римско-Католической церкви ее глава — папа Франциск — также принадлежит Обществу Иисуса и "показывает высокий уровень искренности свидетельства Евангелия не только в словах, но и в делах, в его скромности и близости к бедным", — заключил Томас Гарсиа Уидобро Ривас.
Полный текст интервью читайте здесь>>