Рейтинг@Mail.ru
Иезуит Ривас: каждый священник ордена учится не менее 10 лет - РИА Новости, 02.03.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Вид на пролив Малое море озера Байкал на закате со смотровой площадки у памятника бродяге по трассе Иркутск - МРС (Маломорская рыбная станция)
Религия

Иезуит Ривас: каждый священник ордена учится не менее 10 лет

© Фото : из личного архива Томаса Гарсиа Уидобро РивасаДиректор Института святого Фомы Томас Гарсиа Уидобро Ривас
Директор Института святого Фомы Томас Гарсиа Уидобро Ривас
Читать ria.ru в
Дзен
О том, так ли одиозны иезуиты, как о них принято думать, и как они вписаны в духовную и светскую жизнь страны, РИА Новости рассказал директор основанного в России иезуитами Института святого Фомы Томас Гарсиа Уидобро Ривас.

В сентябре 2014 года завершатся юбилейные мероприятия, посвященные 200-летию возрождения самого многочисленного католического ордена — Общества Иисуса. Иезуитов сегодня в мире насчитывается более 20 тысяч, и их история тесно связана с Россией. Общество было основано в 1534 году святым Игнатием Лойолой. Во второй половине XVIII века папа Климент XIV распустил орден, но к тому времени несколько сотен иезуитов проживали на территории Российской империи, и покровительствовавшая им Екатерина II запретила публиковать на своих землях указ о ликвидации общества. А другой русский император, Павел I, направил папе Пию VII ходатайство о восстановлении общества. Однако уже через несколько лет после возрождения ордена, в 1820 году, император Александр I запретил его на территории России. Среди отпрысков знатных русских фамилий, обучавшихся в иезуитских пансионах, были Голицыны, Толстые, Пушкины, Кутузовы, Одоевские, Глинки и многие декабристы. Но до сих пор слово "иезуит" в России имеет негативный оттенок. О том, так ли одиозны иезуиты, как о них принято думать, и как они вписаны в духовную и светскую жизнь страны, специальному корреспонденту РИА Новости Милене Фаустовой рассказал директор основанного в России иезуитами Института святого Фомы Томас Гарсиа Уидобро Ривас.

— Отец Томас, с чем, по-вашему, связана любовь к иезуитам российских императоров Екатерины II и Павла I, благодаря которым Общество Иисуса, как известно, не только сохранилось в Российской империи, но даже было восстановлено в мире?

— Российские монархи любили иезуитов в связи с образовательной деятельностью Общества Иисуса. Иезуиты использовали "парижский метод", когда образовательный процесс происходит поэтапно и для перехода в следующий класс или на следующий курс нужно было сдавать экзамены. Это отличалось от общепринятой тогда практики свободного набора предметов или курсов. В России в то время было мало школ, и мы помогали вашей стране их развивать. Особо популярны иезуитские школы были среди дворян. А самыми известными иезуитскими учебными заведениями Российской империи в то время были коллегия в Пинске (сейчас это территория Белоруссии) и, позднее, коллегия в Санкт-Петербурге.

—  Почему существуют стереотипы в отношении иезуитов, с чем он связан?

— Слово "иезуит" стало нарицательным из-за активной пропаганды врагов Общества Иисуса в литературе. Ярким примером тому на Западе были "Письма к провинциалу" Паскаля, выпущенные в 1656 году: в них писатель в искаженном виде представляет образ иезуита как духовного наставника, который может оправдать любое поведение, если это выгодно. Позднее такие примеры появлялись и в русской литературе, например, в произведениях Достоевского.

У нас такие характеристики иезуитов вызывают лишь улыбку. Ведь само слово "иезуит" — сегодня об этом мало кто помнит — происходит от имени Иисуса Христа. В русском языке эту связь трудно заметить, потому что название членов Общества Иисуса пришло в Россию через другие страны, может быть, через Польшу, где имя Иисуса звучит как "Йезус". В других языках эта связь лучше прослеживается.

Например, в английском: Jesus — Jesuits, в итальянском: Gesu — Gesuiti и так далее. Святой Игнатий Лойола, основатель ордена, не хотел, чтобы нас называли по его имени, как это практикуется в других католических орденах. Например, братья ордена святого Франциска именуются францисканцами, а святого Доминика — доминиканцами. Святой Игнатий хотел, чтобы мы носили имя Иисуса.

— А вы лично с какими искажениями смысла и учения иезуитов встречались и как переубеждаете носителей ложных стереотипов?

— Наверное, наиболее часто мы встречаемся с представлением, что "иезуит" означает "хитрый". Мы никого не переубеждаем, но стараемся быть открытыми в общении с другими людьми. Когда люди лучше узнают нас, тогда сами видят, кем мы на самом деле являемся, и предрассудки отступают.

—  С чем связано такое повышенное внимание иезуитов к образованию и науке?

— Еще перед созданием Общества Иисуса вопрос образования проходил красной линией в жизни святого Игнатия. Он учился в лучших университетах Европы того времени: Алькала, Саламанка, Париж. Уже первые иезуиты были убеждены, что хорошее служение людям в современном мире предполагает, кроме прочего, глубокую интеллектуальную подготовку. Поэтому до сих пор каждый иезуит учится не менее десяти лет перед тем, как станет священником. Наше образование включает не только философию и богословие, но также сведения из области психологии, социологии, экономики — в разной степени, в зависимости от специализации

— Известно, что нынешний понтифик — папа Франциск — иезуит. То, что глава церкви принадлежит к этому ордену, дает какие-либо преференции его членам?

— Конечно, мы очень обрадовались, когда узнали, что епископом Рима стал наш собрат. В связи с общей духовностью и историей ордена у нас есть особенное взаимопонимание, общие взгляды на многие вопросы. Но ни о каких привилегиях речь не идет. Скорее, для нас это вызов, необходимость быть "более настоящими" учениками Христа, потому что папа Франциск показывает высокий уровень искренности свидетельства Евангелия не только в словах, но и в делах, в его скромности и близости к бедным.

— Что значит быть иезуитом? Что в ордене главное и чем он отличается от других католических орденов?

— Главная и основная миссия Общества Иисуса, а значит, и каждого иезуита, — это забота об углублении веры и справедливости там, где мы присутствуем. Однако это не означает, что необходимо обязательно обращать кого-либо в католичество. Мы делимся нашим переживанием веры с другими людьми из разных конфессий и религий и всегда учимся чему-то от них.

Источником особенного характера наших действий являются "Духовные упражнения" Игнатия Лойолы (своеобразная методика христианской медитации, молитв и размышлений, которые помогают лучше познать себя и Бога — прим. ред.), которые переживает каждый иезуит. Из "Духовных упражнений" проистекает наше стремление находить знаки присутствия Бога во всем и везде, то, как Бог действует именно в той действительности, которая нас окружает, в конкретных людях, с которыми мы встречаемся.

Одним из ключевых направлений деятельности ордена является образование. Во многих городах Европы мы основали первые университеты, и нашу образовательную деятельность обычно отличает индивидуальный подход, забота о развитии каждого конкретного человека, воспитание в духе открытости при сохранении своей идентичности.

—  А вы сами как стали иезуитом?

— Когда мне было 20 лет, я участвовал в "Духовных упражнениях" святого Игнатия Лойолы в Чили. Они тогда помогли мне лучше увидеть не только то, что Господь хочет от меня, но и что на самом деле в глубине сердца я хотел того же самого. Поскольку "Духовные упражнения" обычно проходят в молчании, в отрыве от обычных дел и проблем, от суеты повседневной жизни, это помогает услышать, что происходит на самом деле в душе человека. Я вдруг увидел, как Бог любит меня, но одновременно уважает мою свободу. И тогда я понял, что мое призвание — служить Богу и людям в Обществе Иисуса, что на этом пути я буду самым счастливым.

— Чем иезуитский орден занимается в России?

— В России мы занимаемся интеллектуальным служением. В Москве, например, есть наш Институт святого Фомы, издается журнал "Символ", работает издательство Bibliotheca Ignatiana, есть арт-мастерская "На горе". В Новосибирске действует библиотека и культурный центр "Иниго", а в Томске с 2014 года у нас есть общеобразовательная школа (с 1 по 11 класс) с католическим приходом. Кроме того, мы проводим "Духовные упражнения" с разными людьми по всей России (и не только) для того, чтобы поделиться с другими священниками, монашествующими и мирянами богатством нашей духовности. Мы рады тому, что за годы присутствия в России у нас сложились очень хорошие отношения со многими православными и протестантами, а также видными представителями академической среды — профессорами и преподавателями разных университетов страны. Они принимают активное участие в конференциях и курсах, которые мы проводим, а также преподают у нас.

—  А как складываются отношения ордена и его членов с другими христианскими конфессиями?

— Конечно, мы знаем и принимаем, что Россия — это прежде всего православная страна. Мы уважаем этот факт и у нас нет ни малейшего желания заниматься прозелитизмом. Даже если православный человек приходит, чтобы пережить "Духовные упражнения", мы с радостью принимаем его, но как православного. Ведь православный человек — христианин, поэтому мы можем с ним сотрудничать, делиться, чему-то учить, но при этом не обращать в католичество.

— С какими проблемами, на ваш взгляд, сегодня сталкивается католическая церковь в России?

— Я думаю, что основная проблема, с которой сталкивается католическая церковь, а с ней и Общество Иисуса — это то, что малое число католиков рассеяно по достаточно большой территории. Нам часто не хватает времени и сил, чтобы служить всем, кто ожидает католического священника.

— В начале 1990-х годов в Москве открылся первый иезуитский вуз: теологический колледж, преобразованный позже в Институт святого Фомы. В 2013 году, сразу после избрания папы Франциска, он был закрыт. Но спустя год, в мае 2014-го, вновь начал свою деятельность, уже под Вашим руководством. Почему, что изменилось?

— Для иезуитов не характерно изо всех сил сохранять устоявшийся порядок. Мы, скорее, стараемся всегда смотреть открытыми глазами на окружающую действительность, чтобы понимать, как мы можем именно сегодня, именно в этих условиях, служить именно этим людям. В прошлом году у нас созрело понимание, что рамки стандартного высшего образования не позволяют нам отвечать потребностям наших студентов. Поэтому мы решили, что институт, работающий по программе дополнительного образования, позволит нам сделать нашу модель образования уникальной и более творческой.

— Сколько сегодня студентов в институте? И сколько студентов он выпустил за годы своего существования в России?

— К настоящему моменту на 2014/15 учебный год мы приняли около 50 студентов. Важный фактор нашего образования — это диалог, персональные отношения со студентами, поэтому на каждую программу мы принимаем не более 30 человек. Всего же за годы своего существования в России институт выпустил около 700 студентов.

— А многие ли из его учащихся и выпускников стали иезуитами или приняли католицизм?

— Никто из студентов не стал ни иезуитом, ни католиком. Если студент приходил в институт как католик, то обычно и оканчивал его как католик. А если приходил как православный, то и оканчивал православным.

— Какие программы и направления существуют сейчас у института, что вы можете предложить вашим студентам и, главное, как эти знания могут быть применены в дальнейшем?

— К настоящему время мы разработали и открыли три основных программы дополнительного образования. Они сосредоточены вокруг трех областей: богословие, психология и искусство.

Богословская программа "Вера и диалог" предназначена для всех, кто стремится к саморазвитию посредством поиска истины. В этой программе мы опираемся на традиционное богословие, Библию, литургику, историю Церкви и так далее.

В программе "Психология и духовное развитие человека" мы предлагаем интегральное понимание духовного развития человека с точки зрения веры и с точки зрения психологии. Программа направлена как на личное развитие студента, так и на приобретение практических навыков для поддержки других людей в различных жизненных ситуациях.

Наша третья программа — "Искусство и духовность: творчество как духовный процесс" — призвана помочь глубже понять и осознать творческий процесс и связь творчества человека искусства с его духовной жизнью. Студенты на примере искусства разных эпох смогут увидеть духовное содержание истории культуры, а также лучше понять христианские корни западной и восточной культуры.

Те студенты, которые перед поступлением в наш институт уже имеют оконченное профессиональное образование, соответствующее выбранной программе, по окончании учебы получат диплом о профессиональной подготовке по богословской и психологической программам или удостоверение о повышении квалификации по программе "Искусство и духовность". Остальные получают сертификат. Но прежде всего мы хотим, чтобы наши студенты, и мы вместе с ними, развивались как гармоничные, творческие люди с богатым внутренним миром.

— Известно, что программы возрожденного Института святого Фомы рассчитаны не только на католиков, но и на представителей самых разных религий. С чем это связано, и зачем это надо институту?

— Мы верим в то, что диалог между людьми с разными взглядами и разного вероисповедания возможен. Диалог в духе взаимоуважения, в стремлении лучше понимать друг друга. Мы хотим сохранять свою католическую идентичность, не навязывая ее другим, но черпать из богатой культуры этой страны и делиться тем богатством, которое принадлежит католической традиции. Стоит напомнить, что слово "католический" — греческое по происхождению. Оно означает "вселенский, универсальный". Именно так мы видим свое служение в России. Эта "вселенскость, универсальность" означает, что мы не стремимся к унификации, но видим в различиях богатство.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала