МОСКВА, 27 авг —РИА Новости. Российские режиссеры и продюсеры с оптимизмом смотрят на будущее отечественного кинематографа и делают ставку на новое энергичное поколение, способное завоевать любовь зрителя и победить в схватке с Голливудом.
По их мнению, хотя количество российских полнометражных картин, выходящих в ежегодный прокат, еще мало и не хватает единого центра управления для кинематографистов, мощный рывок возможен, но для этого необходимы средства частных инвесторов.
Российские кинематографисты 27 августа отмечают профессиональный праздник — День российского кино. В этот день в 1919 году Совет народных комиссаров РСФСР принял Декрет о национализации кинодела в Советской России. С этого времени все частные кинотеатры, студии, прокатные конторы, а также вся фото- и кинематографическая торговля перешли в ведение Народного комиссариата просвещения.
Энергичное поколение
Оценивая состояние российского кинематографа, в котором на сегодняшний момент наметилось оживление, кинематографисты единодушно выразили надежду на его "светлое будущее, несмотря на все существующие проблемы".
Режиссер и продюсер Тимур Бекмамбетов ("Ночной дозор", "Дневной дозор", "Особо опасен") считает, что появилось новое поколение "совершенно других российских кинематографистов, у которых сейчас есть шанс наконец-то получить любовь зрителя".
Яркий представитель нового "энергичного" поколения кинематографистов — режиссер фильма "Горько!" Жора Крыжовников также смотрит в будущее с оптимизмом. "Все будет хорошо! Российское кино — это бесконечное пространство надежды, надежды на то, что фильмов будет больше, и они станут лучше", — поделился он своими прогнозами с РИА Новости.
Принцип госкино
По мнению директора "Мосфильма" режиссера Карена Шахназарова, проблемой современного российского кино является недостаток полнометражных картин.
Он добавил, что решить проблему можно путем создания единого киноцентра, который бы занимался всем комплексом проблем. "Я неоднократно говорил, что кинематографистам необходим единый центр кино, на подобие советского "Госкино", — отметил Шахназаров.
Он пояснил, что производство телесериалов улучшилось во многом благодаря тому, что российское телевидение работает по принципу Госкино. "Есть редактура, серьезные требования к сценариям — доработка, проработка, переделка и качество становиться выше. А в кино этого, к сожалению, нет", — пояснил директор "Мосфильма".
Частные инвестиции и господдержка
Режиссер Егор Кончаловский уверен, что мощным российский кинематограф может стать при условии, что в киносектор вернется частный инвестор. "В России нет, наверно, ни одного небедного человека, который не пострадал бы от деятельности кинематографистов. Теперь же мы все выстроились в очередь за государственными деньгами и сами в этом виноваты", — сказал он РИА Новости.
При этом продюсер Наталья Мокрицкая считает, что господдержка необходима в ряде областей, в частности, в детском кино, из-за вечной нехватки средств.
"При государственной поддержке мы превратим наше детское кино и семейное кино в модный тренд", — уверена она. По словам продюсера, наши молодые сценаристы и режиссеры могут соперничать с лучшими представителями жанра из США и Европы. "Их фантазия и высокий уровень компьютерной графики позволят при соответствующем субсидировании сделать рывок за 3-5 лет", — полагает Мокрицкая.
История праздника
Премьера первого фильма в России состоялась задолго до Декрета — 15 октября 1908 года. Это была 7-минутная лента "Понизовая вольница" режиссера Владимира Ромашкова по мотивам народной песни о Стеньке Разине "Из-за острова на стрежень". Первый российский полнометражный фильм, признанный шедевром мирового кинематографа — знаменитый "Броненосец Потемкин" Сергея Эйзенштейна вышел на экраны в 1925 году. В рейтинге десяти самых значительных фильмов мирового кино, который публикуется британским журналом Sight & Sound каждые десять лет, начиная с 1952 года, и основывается на мнении более чем ста киноведов и (с 1992 года) режиссёров из разных стран мира, "Броненосец Потёмкин"" присутствовал каждый раз, занимая лидирующие позиции.
Официальный статус праздник получил 1 октября 1980 года. В годы перестройки профессиональный день кинематографистов решили перенести на 28 декабря. В этот день в мире отмечается Международный день кино, в ознаменование того дня, когда в декабре 1895 года в парижском кафе на бульваре Капуцинов братья Люмьер устроили первый в истории публичный киносеанс).
Некоторое время День кино в России не отмечался. В 2001 году в службе кинематографии министерства культуры РФ День российского кино решили возобновить.