МОСКВА, 22 авг — РИА Новости. Россия в случае необходимости сможет увеличить поставки энергетического угля на Украину, но только по предоплате. На решение проблем разрушенной контактной сети на железной дороге не нужно много времени, но в качестве альтернативы можно использовать электровозы и тепловозы, считают эксперты, участвовавшие в круглом столе в РИА Новости.
Из-за разрушения железнодорожной инфраструктуры в Донецкой области не работают основные станции по погрузке угля. Накануне осенне-зимнего отопительного сезона на Донецкой железной дороге остро стоит вопрос об отправке грузов, особенно каменного угля, в адрес предприятий топливно-энергетического комплекса.
Не работающие сегодня донбасские и луганские шахты добывали больше половины угля Украины, а генерация электроэнергии на Украине на 54-56% основана на угле, отметил председатель Российского независимого профсоюза работников угольной промышленности Иван Мохначук. По его оценкам, Украине не хватает порядка 15 миллионов тонн энергетического угля для грядущего отопительного сезона. "Это значит, что в октябре, середине октября Украина начнет замерзать — горячей воды и тепла не будет, вырастут тарифы на тепло и электроэнергию, что приведет к сложным социальным последствиям", — заявил он.
"При нехватке углей, если такая ситуация дальше будет продолжаться на юго-востоке Украины, возможность увеличения поставок из России есть. У нас железная дорога в восточном направлении перегружена, в сторону запада нет таких жестких ограничений. Производственная база позволяет, если будет покупательская способность или иные условия, необходимые для поставки в Украину дополнительных объемов угля", — отметил генеральный директор Института конъюнктуры рынка угля Александр Ковальчук.
"Нехватку угля можно компенсировать за счет поставок из России, возможности у нас есть. Но я не думаю, что российские угольные компании решат поставлять уголь без предоплаты", — заявил Мохначук.
Проблема перевозки
По данным Федеральной таможенной службы (ФТС) РФ, в 2013 году РФ поставила на Украину 10,6 миллиона тонн каменного угля на один миллиард долларов и 117,1 тысяч тонн коксующегося угля на 27 миллионов долларов.
"Возникнет вопрос перевозки, железнодорожная сеть Украины развита очень сильно, но сейчас почти полностью повреждена контактная сеть. Рельсы, шпалы, насыпи, они не до такой степени разрушены. В основном, Украина все возила электровозом, но при необходимости можно поставить и тепловозами, паровозами", — считает Мохначук. В свою очередь Ковальчук отмечает, что если будут прекращены военные действия, на восстановление сети много времени не потребуется, но угля не будет.
Ситуация в энергетике на Украине по-прежнему остается сложной. Так, после долгих и безрезультатных переговоров российский "Газпром" 16 июня перевел украинский "Нафтогаз" на предоплату, и теперь в украинскую газотранспортную систему поступают только транзитные объемы, предназначенные для Европы. Остаются открытыми вопросы, когда Киев заплатит долг за газ и когда поставки могут возобновиться.
В целях экономии киевляне уже не получают горячую воду, которую пустят по трубам лишь к отопительному сезону. Столица вслед за центральными властями также создала антикризисный энергетический штаб. Мэр Киева Виталий Кличко сказал, что грядущий отопительный сезон будет непростым, поскольку Киев располагает только половиной газа, необходимого для отопительного сезона. Кличко рекомендовал киевлянам приобрести обогреватели и утеплить дома.