Захар Виноградов, МИА "Россия сегодня"
То, что выборы состоятся, ни у кого на Украине не вызывает сомнения. Об этом говорит президент, это обсуждают в парламенте, на ток-шоу и в СМИ, причем говорят о них как о деле принципиально решенном. И первый вопрос — когда стартует избирательная кампания, и когда она будет завершена. Сначала все предполагали, что выборы будут объявлены 24 или 25 августа и, в соответствии с законом, пройдут через два месяца, то есть 26 октября.
И тут первая интрига. Дело в том, что украинские экономисты и политологи предсказывают, что в первые два осенних месяца серьезно ухудшится уровень жизни населения. Предполагается, что и без выборов произойдет резкое обострение социально-политической обстановки.
Но вот тут — очередная интрига. Во-первых, вряд ли в обозначенные президентом сроки (а осталось меньше недели) АТО завершится. Да, и как правильно замечают некоторые эксперты, в этой гражданской войне вряд ли будут победители. Да и победу представить себе в ней трудно: ведь воюют не фронтовые соединения двух враждующих стран, а гражданское население по сути одной страны, но разделенное пониманием своего будущего и настоящего. По словам одного из лидеров ДНР, днр-овцы не собираются складывать оружие ни при каких обстоятельствах и готовы вести войну дальше, методами партизанской войны с применением террористических актов на территории всей Украины.
Если военное напряжение сохранится, то о каких легитимных и равных выборах на территории Луганской и Донецкой областей можно вести речь? Очевидно, что эти территории реально в выборном процессе участвовать не будут. И кто тогда будет представлять эти территории в парламенте, тоже непонятно.
Для того чтобы как-то снять эту интригу, многие радикально настроенные депутаты Верховной рады предлагают отказаться от выборов в мажоритарных округах, возродив выборы по пропорциональной, то есть чисто партийной системе.
И снова интрига. По мнению украинских социологов, в украинский парламент уверенно проходят 4-5 партий. Это "Солидарность", которую эксперты называют пропрезидентской, УДАР нового мэра Киева Виталия Кличко, "Батьковщина" Юлии Тимошенко, Радикальная партия Украины Олега Ляшко (новый, довольно экзотический проект), и, возможно, "Гражданская инициатива" Анатолия Гриценко.
Ни коммунистам, ни Партии регионов в новом парламенте, если он будет избираться по пропорциональной системе, нет возможности появиться. Интрига же здесь в том, как распределятся места, кто составит коалицию, которая и должна будет утвердить нового премьер-министра с его кабинетом.
Пока конфигурация выглядит так: "Солидарность", УДАР и Радикальная партия Украины — в коалиции, а "Батьковщина" и Гражданская инициатива — в оппозиции. Но если Тимошенко, никогда не питавшая теплых чувств к Порошенко, и, более того, сама метящая на должность лидера нации, уходит в оппозицию к нынешней власти, как быть входящим в это движение нынешним премьер-министру Арсению Яценюку, спикеру парламента Александру Турчинову, министру внутренних дел и активному "атошнику" (от слова АТО) Арсену Авакову, которые во власти прижились и уходить в оппозицию к нынешнему президенту явно не желают? Приостановить членство в "Батьтковщине"? Но ведь к власти привело их именно это движение, активно участвовавшее в событиях на Майдане. Да и как такое штрейкбрехерство воспримет избиратель?
Ну, и последняя, может быть, самая главная интрига. А зачем, собственно, столь спешно проводить эти внеочередные парламентские выборы? Что они дадут Украине?
По словам депутатов Верховной рады Олега Ляшко (лидера Радикальной партии и Украины) и Сергея Соболева (главы фракции "Батьковщины" в украинском парламенте), нынешняя Рада не может принимать решения, способствующие очищению страны от скверны януковщины и российского влияния, — мол, в нынешней Раде полно "агентов Москвы". А вот новая Рада, сформированная на антироссийской истерии, будет другой…
Но на самом деле, главная задача будущей Рады (что стало понятно уже сейчас и о чем говорят многие эксперты анонимно), — легитимизировать очередной передел собственности в стране.
Провести раздел имущества, предприятий и недвижимости выдавленных из страны регионалов, начиная с активов Рената Ахметова и кончая свечными заводиками более мелких донецких и луганских предпринимателей. К тому же все еще бесхозной остается идея Фирташа, делавшего миллиарды на газовом транзите — сам-то Фирташ находится под арестом на Западе, а дело его пока лежит неохваченным.
Так что будущие украинские бонапарты сейчас пока стреляют из пушек по своим согражданам в Донецке и Луганске.