МОСКВА, 15 авг — РИА Новости. В профильном комитете Госдумы считают нецелесообразным внесение конституционных поправок, устанавливающих приоритет российских законов над международными договорами, поскольку это можно сделать лишь посредством принятия нового основного закона.
Первый вице-спикер Совета Федерации Александр Торшин в пятницу предложил изменить конституцию, установив приоритет российских норм над международными договорами. По его словам, 15-я статья конституции о приоритете международных договоров над российскими законами не вяжется с суверенитетом. Торшин также напомнил, что три года назад внес законопроект, который отменяет необходимость для России вносить поправки в национальное законодательство по требованию Европейского суда по правам человека, но этот проект до сих пор не рассмотрен.
"Такое предложение путем внесения изменений в статью 15 конституции может быть реализовано только одним единственным способом — через созыв Конституционного собрания, через принятие нового текста конституции вообще. Едва ли стоит ради изменения одной-единственной статьи полностью менять весь остальной текст конституции", — сказал РИА Новости замглавы конституционного комитета Госдумы Дмитрий Вяткин (ЕР).
Он напомнил позицию президента о том, что изменения в конституцию нужно вносить крайне аккуратно, учитывая мнение общественности и экспертов. "Конечно же, какие-то поправки так или иначе могут вноситься в нее. Но в общем и целом надо очень аккуратно и взвешенно относиться к изменению текста. С этих позиций и надо исходить, то есть правовая позиция и позиция президента, которая, на мой взгляд, является абсолютно правильной", — сказал Вяткин.
В 15-й статье конституции говорится: "Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора".
Это положение относится к основам конституционного строя и может быть изменено лишь в очень сложном порядке — через принятие новой конституции. Для этого созывается Конституционное собрание в соответствии со специальным законом, который пока не принят. Решение о созыве Конституционного собрания принимает парламент большинством в 60%. Собравшееся Конституционное собрание либо подтверждает неизменность существующей конституции, либо разрабатывает новую — и затем одобряет его большинством в две трети или выносит на общероссийский референдум.