МОСКВА, 14 авг — РИА Новости. Дом архитектора Константина Мельникова, яркий образец архитектуры авангарда в центре Москвы, стал предметом спора "хозяйствующих субъектов" — музея архитектуры имени Щусева и проживающей в доме внучки Мельникова Екатерины Каринской. Представители музея говорят о ненадлежащем состоянии памятника архитектуры и несоответствующем ремонте, а представители Каринской — о рейдерском захвате дома.
ЧОП в памятнике авангарда
Генеральный секретарь российской секции DOCOMOMO (Международная рабочая группа по документации и консервации зданий, достопримечательных мест и объектов градостроительства современного движения) Николай Васильев рассказывает, что вечером в среду, 13 августа, муж Екатерины Каринской, проживающей в здании внучки Мельникова, обнаружил, что дом заняли охранники ЧОО "Вымпел" и сменили на нем замки.
При этом, подчеркивает Васильев, документов, обосновывающих свое нахождение в доме, сотрудники ЧОО, не предоставили.
После этого к дому приехала сама Каринская и вызвала полицию. После того, как она попала в дом вместе с мужем, обнаружилось, что межкомнатные двери в здании опечатаны, а из дома пропали ценные вещи и документы, отмечает Васильев. Он подчеркивает, опись изъятого имущества Каринской так и не предоставили.
"Была нарушена неприкосновенность жилища. Можно сказать, что этот факт имеет признаки рейдерского захвата", — заявляет генсек "DOCOMOMO-Россия".
Сама Каринская подтвердила РИА Новости информацию Васильева. По ее словам, сейчас она находится в доме Мельникова и боится выйти из него, поскольку назад ее могут не пустить. Пока полиция никак не отреагировала на ее заявление о несанкционированном проникновении в жилье, сетует Каринская.
РИА Новости пока не располагает комментариями правоохранительных органов.
Опись обстановки
В то же время первый замдиректора музея архитектуры имени Щусева Павел Кузнецов утверждает, что Каринская живет в доме незаконно.
По его информации, 50% здания находятся в собственности государства и оперативном управлении музея, а еще по 50% идут судебные разбирательства. Каринская же уточняет, что, по решению Пресненского суда Москвы, 25% дома Мельникова должно перейти в собственность Росимущества, а еще 25% должны быть переданы ей и ее родственнице Елене Мельниковой.
Как подчеркивает Кузнецов, в настоящее время в памятнике авангарда идет опись мемориальной обстановки по приказу руководства музея, вызванная планами открыть до конца года здание для посетителей. "В доме установлен пункт ЧОО и находится полиция, чтобы ничего не пропало. Работу курирует внучка архитектора Мельникова Елена Викторовна", — рассказывает он.
Замдиректора музея имени Щусева отмечает, что пока в ходе описи в доме Мельникова были обнаружены и описаны нотариусом 80 тысяч долларов. "На данном этапе зафиксирована недостача мемориальных вещей. Дом находится в ужасном состоянии", — сетует он.
По утверждению Кузнецова, Каринская провела в доме Мельникова ремонт, в ходе которого была заменена оригинальная система отопления.
Позиция Мосгорнаследия
Глава Департамента культурного наследия Москвы Александр Кибовский называет музей имени Щусева законным собственником дома Мельникова.
Он рассказывает, что лично знал Виктора Мельникова — отца Екатерины Каринской и Елены Мельниковой.
"Всегда всем было понятно, и в этом суть его завещания, что никто, кроме государства, это здание спасти и содержать не может. Исходя из этого, все остальное — это просто эмоции и амбиции", — говорит он в беседе с РИА Новости.
Кибовский напоминает, что в начале этого года дом Мельникова получил статус объекта культурного наследия федерального значения.
"Инициатива Министерства культуры РФ и Музея архитектуры имени Щусева провести комплекс реставрационных работ и открыть памятник для посещения заслуживает одобрения", — отмечает он.
Константин Мельников считается одним из лидеров советского авангарда. В 1927-1929 годах он построил в Кривоарбатском переулке, 10, одноквартирный дом для своей семьи, который одновременно служил ему и мастерской. Стены здания были выложены особой узорчатой кладкой, в результате чего образовались более 100 шестиугольных проемов, часть которых впоследствии была заложена, а часть — превращена в окна и ниши.
Дом отличается оригинальной пространственной композиций, продуманной функциональной планировкой и целым рядом находок в экспериментах со светом.