ЛИПЕЦК, 12 авг — РИА Новости, Екатерина Згировская. Военно-воздушные силы России ежегодно отмечают профессиональный праздник 12 августа. В этом году масштабные празднования в честь уже 102-й годовщины создания ВВС РФ устроили в Липецком авиационном центре.
Авиационный праздник впервые здесь провели с участием трех ключевых российских групп высшего пилотажа: самой "боевой" авиагруппы "Соколы России", чьим домом является Липецкий авиацентр, и знаменитых пилотажников из Центра показа авиатехники в подмосковной Кубинке — "Русских Витязей" и "Стрижей". Корреспондент РИА Новости оценила мастерство воздушных асов.
Обмен самолетами и премьера Су-35
В Липецкий авиацентр журналисты за минувшие два месяца приезжают уже в третий раз — встречают уже как своих, летчики узнают, техники улыбаются. Еще бы, ведь только недавно завершился международный конкурс воздушной выучки "Авиадартс-2014".
Формальная часть праздника была короткой — главнокомандующий Военно-воздушными силами РФ Виктор Бондарев, накануне получивший звание генерал-полковника, поздравил личный состав авиацентра, а в их лице и всех военных летчиков, техников и радиоэлектронных специалистов.
За мероприятием пришли понаблюдать не менее пяти тысяч человек. Самолеты один за другим начали выруливать на ВПП, создавая своего рода очередь, и первым в воздух поднялся новейший российский истребитель Су-35, он принадлежит к поколению 4++, но почти по всем характеристикам соответствует пятому поколению — ему не хватает только технологии "стелс", позволяющей машине стать невидимой. Эти самолеты поступили к липчанам совсем недавно — в начале лета, освоение их только началось, но аккурат перед началом торжеств начальник авиацентра и командир пилотажной группы "Соколы России" генерал-майор Александр Харчевский попросил у главкома разрешение устроить премьеру и показать одиночный высший пилотаж на Су-35. Генерал Бондарев добро дал.
И вот Харчевский на новенькой "Сушке" с бортовым номером 01 взмывает в небо и выполняет боевой разворот с набором высоты. На некоторое время липецкий ас пропадет из вида, чтобы чуть позже поразить толпу гостей, журналистов и главных участников празднеств — летчиков — своей программой.
Затем на взлетной полосе появляется любимый штурмовик главкома — Су-25 "Грач", взлетает и кружит в воздухе, выпускает тепловые ловушки.
На очереди первый "Стриж" МиГ-29, хотя за штурвалом легкого истребителя сидит вовсе не летчик этой авиагруппы, а летчик группы "Соколы России", полковник Сергей Прокофьев — заместитель начальника Липецкого авиацентра.
Пару МиГ-29 "Стрижи" одолжили своим липецким коллегам, они синхронно взмывают в небо. Липецкие летчики отличаются от других пилотажников тем, что могут летать на всех модификациях боевых самолетов, сегодня они снова это доказывают: исполняется разворот "Ухо" и фигура "Зеркало", а за ними липецкие асы скручивают синхронные "бочки" и "Горку" в 70°.
"Самолеты "Стрижей" хорошие, но несколько отличаются по управляемости от наших, они именно заточены под пилотаж", — делится Прокофьев впечатлениями от "полета по обмену".
Летчик-снайпер Харчевский за штурвалом новенького Су-35 выводит на воздушную арену шестерку "Соколов России". Все, что сейчас покажут "Соколы", может применяться в реальном бою. Это единственная группа высшего пилотажа в России, которая не только выполняет демонстрационные полеты, но и участвует во всех учениях, занимается обучением летчиков и "облетом" новой техники.
Шестерка проходит правильным треугольником в небе над Липецком — таким плотным строем самолеты летают, чтобы их не могли отличить радары — так аппаратуре кажется, что в небе не шесть самолетов, а лишь одна точка.
Генерал Харчевский начинает одиночный пилотаж на Су-35 и выполняет "Катушку", затем вращение и зависает в воздухе, изображая "Кобру", с которой выходит на отвесное вертикальное пикирование. В свои 60 с лишним лет командир "Соколов", кажется, творит в воздухе все что хочет.
Счастье быть в небе
Командир "Соколов" "припарковывает" новенькую авиамашину на полосе, и, улыбаясь, Харчевский рассказывает: "Полет прошел прекрасно, я очень доволен, самолет просто великолепен. Это достижение науки, техники, конструкторской мысли, это наше будущее, с такими самолетами ВВС будут иметь очень надежные крылья. Это новая эра в авиации".
Совсем недавно генерал Харчевский стал радовать публику пилотажем истребителей Су-30СМ, поэтому рассказывает о разнице в ощущениях от пилотирования этих машин.
"Чтобы овладеть самолетом Су-35 нужно пройти программу на Су-30, потому что это новое в психологии летчика, новое в физиологии. Самолет ведет себя так, что нужно с ним слиться, а чтобы слиться, нужно очень хорошо его чувствовать. С одной стороны чувство ответственности, напряженность, собранность, но в то же время где-то там в подсознании — счастье, что ты можешь управлять такой машиной. Нахождение в небе — это счастье, безусловно".
Слава ВВС России
Пока мы беседуем с начальником авиацентра, "Стрижи" в небе выстраиваются в пилотажный строй "Стрела". За ними в небо уходят "Русские витязи".
Кубинские мастера пилотирования впятером летят фигурой "Клин", перестраиваются в пилотажный строй "Ромб" и начинают закручивать косые петли и синхронные "бочки". "Витязи" готовятся выполнить встречный пилотаж и уникальный роспуск "бочками" навстречу друг другу.
Ведущий звена пилотажной группы "Соколы России" полковник Александр Гостев обращает мое внимание на особую красоту этого роспуска, он производит впечатление, что самолеты "завязывают узлы", а затем выпускают тепловые ловушки, будто маленькие салюты.
"Слава Военно-воздушным силам России", — кричит из колонок комментатор, аэродром взрывается аплодисментами. "Фестиваль пилотажных групп" в честь дня ВВС под палящим липецким солнцем завершен.