МОСКВА, 12 авг — РИА Новости. Автоперевозчики после введения ответных санкций РФ в отношении ряда продуктов питания опасаются пауз в работе из-за переориентации грузопотоков и не исключают сложностей на границе из-за усиленного контроля со стороны таможни в случае обострения отношений с ЕС, сообщил в интервью РИА Новости генеральный директор одного из крупнейших транспортных холдингов России — холдинговой компании ЗАО "Совтрансавто" — Владимир Тян.
РФ в начале августа в ответ на санкции Запада на год ограничила импорт говядины, свинины и птицы, морепродуктов, молочных продуктов, овощей и фруктов из стран, вводивших ранее антироссийские санкции: США, Евросоюза, Канады, Австралии и Норвегии.
Вынужденная пауза
"Новые ограничения наложатся на и без того деградирующий международный грузопоток", — рассуждает Тян. Сначала, считает он, основной ущерб будет нанесен моментальностью принимаемых мер: остановками в работе транспорта, связанными с задержанием и возвратом грузов, сдачей грузов отправителям и их агентам, либо их переадресацией, закрытием уже начатых таможенных процедур, претензионными и страховыми разбирательствами.
"Далее будет вынужденная пауза в поставках до тех пор, пока не определятся новые поставщики, цепочки доставки, пункты отправления и перевалки. При этом для автоперевозчиков любой простой — это, естественно, убытки, особенно для перевозчиков сезонных грузов, каковыми являются любые скоропортящиеся грузы летом", — отмечает гендиректор ХК "Совтрансавто".
При обострении отношений с ЕС, считает Тян, переходный период может сопровождаться пристрастным контролем со стороны таможенных органов за географией происхождения "несанкционных" продуктов, идущих через перевалочные пункты Европы. "Практика показывает, что от задержек на границах пострадают в первую очередь автоперевозчики", — добавляет он.
Дополнительные риски
При этом Тян допускает, что вслед за сменой политического сюжета санкции через какое-то время отменят. "То есть в перспективе, вероятно, разрушаемая система поставок будет восстанавливаться обратно, нужно будет опять переориентироваться", — сетует он.
Для автоперевозчиков, которые выступают звеном в логистической цепочке, говорит гендиректор холдинговой компании, изменение структуры автоперевозок несет дополнительные риски: контейнеризация грузов, связанная с переориентацией на Африку и Латинскую Америку, рост объема перевозок внутри РФ и ТС, которые не для всех перевозчиков адекватно заменят международные. Это связано с более высокой себестоимостью, а также некоторыми таможенными ограничениями на использование импортной техники, поясняет он.
Новые грузопотоки
Основной задачей для бизнеса автоперевозчиков, рассказывает Тян, является обеспечение регулярной, интенсивной загрузки подвижного состава, а также строгое управление затратами в условиях очень низкой рентабельности.
"Обе задачи будут серьезно осложнены сбоем в налаженной логистической системе и необходимостью переориентироваться на новые грузопотоки. На фоне продолжающегося общего кризиса в экономике и ухудшающихся внешнеторговых отношений России — прогноз крайне пессимистичный", — резюмирует топ-менеджер.
Представители бизнеса в пятницу на встрече с главой Россельхознадзора Сергеем Данквертом рассказывали, откуда они бы хотели ввозить запрещенные к импорту в РФ продукты. Со стороны Рыбного союза прозвучала просьба максимально открыть предприятия из Индонезии для ввоза водных биоресурсов.
Представители молочного бизнеса попросили открыть молочную продукции из Турции и стран Латинской Америки, делая акцент на сырах. Мясная отрасль попросила расширить возможности поставок свинины из Казахстана, свинины и говядины — из Мексики.