Почаевская икона Божией Матери
Почитаемая и в православной, и в католической церкви Почаевская икона Божией Матери более 400 лет хранится в Успенской Почаевской лавре (в Тернопольской области на западе Украины), основанной в XIII веке затворниками Киево-Печерской лавры, бежавшими "от ордынского разорения".
В 1559 году митрополит Неофит, будущий Константинопольский патриарх, проезжая через Волынь, посетил жившую в имении Орля, недалеко от Почаева, дворянку Анну Гойскую и в благословение оставил ей привезенную из Константинополя икону, которую она в 1597 году передала монахам православного Почаевского монастыря вместе с большими пожертвованиями землей и деньгами. С тех пор икона стала называться Почаевской.
В царствование польского короля Яна Собесского во время Збаражской войны с турками летом 1675 года турецко-татарские полки осадили город Почаев. Все окрестные жители сбежались к монастырю, в те времена обнесенному лишь грубым частоколом. Обороняться было практически нечем, оставалось только молиться. И они молились — перед почитаемым чудотворным образом Богородицы. И штурма не было.
В память избавления Лавры от турецкой осады и было установлено празднование в честь Почаевской иконы Божией Матери.
В 1721 году монастырь вместе с иконой перешел во владение греко-католиков. Но и они почитали икону чудотворной. В 1773 году лики младенца Христа и Богородицы были даже украшены золотыми коронами, присланными папой Климентом XIV. А Свято- Успенский собор, трапезная и братский корпус Лавры построены на средства униата графа Николая Потоцкого.
В 1832 году монастырь снова стал православным. Он никогда не закрывался – после 1917 года он оказался на территории независимой Польши, в 1939 году, когда по Пакту Молотова – Риббентропа восточная часть Польши отошла Советскому Союзу, по-настоящему разгромить обитель просто не успели: отобрали все хозяйственные постройки, разогнали монахов, кто помоложе, но в 1941 году Почаев оказался на оккупированной немцами территории.
Всерьез на него взялись лишь при Хрущеве: отобрали огороды, пасеку и водокачку, в архиерейском доме устроили музей атеизма, гостиницу для паломников переоборудовали в психиатрическую лечебницу, запретили проводить любые реставрационно-ремонтные работы и «организовывать паломничества». А когда этот "мягкий" способ не сработал, монахов и послушников стали лишать прописки, забирать в психбольницы, в армию, потом дошло и до арестов и лагерей. Но монастырь выстоял. Правда, в 1961 году в нем было 140 монахов, а через несколько лет их осталось 35, но Лавру закрыть они не дали. Хотя число братии начало расти только после торжественного празднования в 1988 году 1000-летия крещения Руси – только тогда молодым послушникам и монахам снова разрешили прописку на территории монастыря.
Пост 9 ава
Девятое ава (Тиш’а бе-ав) – национальный день траура еврейского народа, день, когда были разрушены Первый и Второй Иерусалимские храмы.
В этот день верующие иудеи ничего не едят и не пьют, не моются, не надевают кожаную обувь и даже не изучают Тору (кроме нескольких скорбных текстов), ибо она является источником радости. Вечером в синагогах после молитвы читают Плач Иеремии (32-я часть Танаха, 6-я книга Ктувим) где автор, современник разрушения Первого Храма, оплакивает эту национальную катастрофу, в корне изменившую жизнь народа.
А началось все, по преданию, с "греха разведчиков". Когда Моисей привел евреев к границам Земли Обетованной, они побоялись сразу войти в нее и упросили Моисея отправить туда сначала разведчиков, чтобы они убедились, действительно ли она так хороша. И хотя это было явным неверием Богу, который вывел евреев из Египта и обещал им эту страну, Моисей согласился отправить глав 12 колен израилевых на разведку. Но вернувшись, 10 из них наговорили соплеменникам всяких ужасов, и только двое утверждали, что Земля Обетованная прекрасна. Народ, естественно, поверил большинству, и всю ночь с 8-го на 9-е ава евреи плакали, говоря, что Бог привел их в эту страну из злобы, и что лучше бы они умерли в пустыне. И Бог, чтобы вразумить их и показать, что в тот раз они плакали напрасно, с тех пор давал им в этот день множество настоящих поводов для плача.
Первым наказанием стал запрет поколению, вышедшему из Египта, войти в Святую Землю — люди, усомнившиеся в Боге, были обречены сорок лет скитаться по пустыне. Во-вторых, за то, что евреи отказались войти в Израиль в выбранное Богом время, им было теперь суждено завоевывать эту землю в войнах, хотя они могли получить ее безо всяких усилий.
Но и обосновавшись на Земле Обетованной, евреи продолжали грешить. И самым тяжким их грехом было идолопоклонство. По свидетельству пророка Иеремии, современника разрушения Первого Храма, объектом поклонения стал и сам Храм: люди видели в нем фетиш, забывая о Том, для кого они этот Храм построили. Орудие достижения цели стало самоценным, затмив собой цель — службу Богу, общение со Всевышним. И Бог убрал соблазн – 9 ава 586 года до н.э. вавилоняне разрушили Храм, построенный Соломоном в IX веке до н.э., а евреев увели в плен.
В тот же день в 70 году н.э. легионеры Тита Веспасиана разрушили Второй Храм, построенный в IV веке до н.э., а в 135 году римляне захватили Бейтар — последний оплот восстания Бар-Кохбы, после чего началось массовое изгнание евреев из Израиля —, и через несколько лет распахали саму Храмовую гору в Иерусалиме.
9 ава в 1095 папа Урбан II объявил о начале Первого крестового похода, погубившего десятки тысяч евреев и уничтожившего множество еврейских общин; в 1146 году, во время Второго крестового похода начались погромы в еврейских общинах Германии и Франции, а в 1290 году — изгнание евреев из Англии.
В этот день король Испании Фердинанд II Арагонский и королева Изабелла I Кастильская издали указ об изгнании евреев из Испании (1492 год), римских евреев переселили в первое в истории гетто (1555 год), казаки Богдана Хмельницкого вырезали тысячи евреев в Польше, Украине и Бессарабии (1648 год), началась депортация евреев из Варшавского гетто и задымила труба крематория в лагере смерти в Треблинке (1942 год).
И, по преданию, до тех пор, пока евреи не раскаются в грехе неверия, будут появляться все новые и новые поводы для плача в этот день.
Поэтому ортодоксальные иудеи, строго следующие традиции, начинают соблюдать траур уже за три недели до 9 ава, усиливая проявление скорби в последние 9 дней этого, начиная с 1 ава. Они воздерживаются от мяса и вина (все дни, кроме субботы), не надевают новых и праздничных одежд, дважды в день читают траурные стихи (кинот) и скорбные псалмы 136-й и 78-й.
А еще в дни траура не слушают музыку (потому что "левиты не поют больше в Храме"), не ходят в гости, не путешествуют и даже воздерживаются супружеской близости.
Вечером накануне 9 ава в Израиле закрыты все театры, кино и концертные залы.