ГРОЗНЫЙ, 1 авг — РИА Новости. Врач из Донецка Софья приехала с Украины в Грозный, спасаясь от бомб и снарядов, чтобы уберечь единственную дочь. Чечню выбрала случайно — познакомилась через социальные сети с жительницей Грозного, та пригласила Соню к себе. Приглашение женщина приняла сразу — выбирать не приходилось: страх за ребенка победил страх перед неизвестностью.
Не верили, что нас будут бомбить
"Мы до последнего не верили, что такое может быть, и надеялись, что бомбежки вот-вот прекратятся. Но когда пошли десятки жертв, мне стало страшно за дочь, и я ушла, захватив документы и фотографии", — рассказывает Софья корреспонденту РИА Новости.
В России женщина никогда не была, но успела через интернет познакомиться с Фатимой из Грозного и, преодолев страх, поехала на Кавказ.
Виртуальная подруга сопроводила гостью по телефону аж до Грозного, на каждом этапе пути договариваясь то со знакомыми проводниками поезда "Ростов-Грозный", чтобы подсадили безбилетницу, то с таксистами.
Когда Софья рассказывает о пережитом, о родных и друзьях, обе женщины начинают плакать. Фатиме, которая 15 лет назад так же покидала с двумя дочерями свой грозненский дом, близка боль украинской подруги. Именно поэтому она настояла, чтобы Софья привезла в Грозный родителей, и ей это удалось.
У мамы сдали нервы
Родители категорически отказались покидать дом, когда Софья приняла решение уехать из Донецка вместе с дочерью.
"Я уезжала с тяжелым сердцем, поскольку не знала, смогу ли их увидеть вновь. Я звонила им с Грозного каждый день, уговаривала, и, наконец, папа признался, что они сидят в подвале, у мамы "сдали нервы" и она плачет каждый день", — рассказывает Софья.
Оставив 14-летнюю дочь почти у незнакомой женщины, Софья вернулась в Донецк и вывезла оттуда родителей, подругу и трех кошек.
Теперь вся семья в сборе. Подруга уехала в Подмосковье — там она нашла своего отца. Вот только в Донецке остался друг — он ушел в ополчение.
Некому защитить
"Когда украинская авиация начала бомбить наши города, от бомб стали гибнуть женщины и дети, люди поняли, что на власти не стоит рассчитывать, что нас некому защитить, и мужчины стали уходить в ополчение", — говорит Софья. Она считает, что тем, кто бежал от войны, нет обратной дороги на родину, "если Новороссия проиграет киевской власти".
"Мы понимаем, что не сможем вернуться домой, если киевская власть победит — они уже строят фильтрационные лагеря, и это страшно", — утверждает женщина.
По ее словам, объявленная властями Украины всеобщая мобилизация лишь пополнила ряды ополченцев. "Наши мужчины не хотят идти в киевскую армию и уходят в ополчение, чтобы им не пришлось стрелять в своих", — отметила Софья.
Планы обустройства в Чечне
На новом месте Софья уже обосновалась. Не плачет после выпусков новостей, собирается устроиться на работу, благо профессия врача в Чечне востребована. Да и животные — три кошки и такса Джеки — уже привыкли. У хозяйки дома Фатимы тоже 25 кошек, которых она содержит в отдельном домике в саду. Ее питомцы — самые обыкновенные дворняжки, которых она подбирает на улице, либо ей подбрасывают.
Даже Джеки не враждует с ними, а напротив, покровительствует, и женщины смеются, что у собаки появился материнский инстинкт.
"Все бы хорошо, если б не ночь. Стоит мне закрыть глаза — и снятся дом, детство, друзья, которые остались там, могила, где похоронена любимая бабушка", — плачет Софья и вспоминает, что бабушка очень просила перед смертью не оставлять ее одну.
В Чечне, по данным региональной миграционной службы, находится около 180 беженцев с юго-востока Украины. Все они размещены у знакомых и людей, которые согласились их принять.
Поток беженцев с юго-востока Украины в РФ сильно возрос с июня на фоне продолжающихся боевых действий между сторонниками независимости Донбасса и украинскими силовиками.
Киевские власти с апреля проводят на востоке Украины силовую операцию, направленную против недовольных февральским госпереворотом жителей региона. В Москве эту спецоперацию, которая уже привела к многочисленным жертвам с обеих сторон, в том числе среди мирного населения, назвали карательной и призывают Киев немедленно ее прекратить.