МОСКВА, 1 авг — РИА Новости. Кризис на востоке Украины, который первоначально глава МВД Арсен Аваков обещал разрешить либо переговорами, либо силой за несколько дней, продолжается уже три с половиной месяца. Начавшаяся в середине апреля силовая операция против недовольных февральским госпереворотом жителей региона привела к многочисленным жертвам с обеих сторон, в том числе среди мирного населения и, по мнению экспертов, давно превратилась в гражданскую войну.
Украинские силовики, в разы превосходящие ополченцев как по численности, так и по технической оснащенности, пока не могут взять под контроль юго-восток страны. Украинская армия продолжает наносить артиллерийские удары по Донецку, Луганску и Горловке, уличные бои идут в Авдеевке и Шахтерске. Во вторник телеканал CNN, ссылаясь на источники в разведке США, сообщил, что силовики на востоке Украины начали использовать баллистические ракеты — самое разрушительное оружие, которое до настоящего времени применялось в конфликте. Медиакомпания Deutsche Welle в пятницу со ссылкой на представителя пресс-службы НАТО заявила, что альянс подтвердил применение украинской армией таких ракет.
По словам бывшего и.о. министра обороны Игоря Тенюха, украинская армия встретила 2014 год в состоянии "неудовлетворительно низкой" боеготовности. Вскоре после смены власти в Киеве он составил специальный доклад для нового руководства страны, в котором указал на "удручающее состояние подготовки личного состава", "недостаточную укомплектованность подразделений военными специалистами" и "отсутствие исправной техники и вооружения". Большую часть бронетехники составляют морально и физически устаревшие машины, доставшиеся Украине от СССР. Единственным по-настоящему эффективным оружием для поражения живой силы противника эксперты называют реактивные системы залпового огня.
По данным Минобороны Украины, в начале января 2014 обеспеченность личного состава основными предметами вещевого имущества находилась на уровне 4% от потребности, а отдельные номенклатуры вещевого имущества, в том числе бронежилеты и пулезащитные шлемы, вообще не закупались. Президент Украины Петр Порошенко сообщил на этой неделе, что власти ежедневно тратят на проведение спецоперации более 5,8 миллиона долларов, ранее Минфин Украины называл цифру в 128 миллионов долларов в месяц.
Тем не менее, несмотря на все имеющиеся проблемы, недооценивать украинских силовиков и оснащенность вооруженных формирований нельзя, считают эксперты.
Вооруженные силы Украины
Основу подразделений Вооруженных сил Украины, принимающих участие в силовой операции на юго-востоке страны, которую Киев называет антитеррористической, составляют аэромобильные бригады, относящиеся в советской терминологии к десантно-штурмовым соединениям. По данным из открытых источников, на стороне силовиков воюют три таких соединения: это 72-я и 79-я аэромобильные бригады, дислоцированные в Донецкой области, и 80-я аэромобильная бригада, дислоцированная под Харьковом.
Кроме того, в составе украинской армии есть две механизированные бригады, на вооружении которых имеется тяжелая бронетехника — это 24-я механизированная бригада, расположенная в Харьковской области и 30-я бригада, дислоцированная в Запорожье. Помимо механизированных и аэромобильных бригад, борьбу с противниками киевского режима ведет личный состав моторизованного полка Внутренних войск МВД Украины.
Вооружены украинские военные автоматическим стрелковым оружием, ручными гранатометами. В их распоряжении есть бронетехника, артиллерия, системы залпового огня, зенитно-ракетные комплексы, а также тактическая авиация, что дает существенное преимущество над ополченцами, у которых авиации нет.
Финансируется армия из государственной казны. В четверг правительство Украины приняло решение выделить для армии 791 миллион долларов из резервного фонда бюджета, а украинский Минфин разместил гособлигации на 4,12 миллиона долларов — привлеченные средства ведомство направит в бюджет для "финансирования вооруженных сил и укрепление обороноспособности государства". Кроме того, украинский парламент на закрытом заседании 31 июля внес изменения в Налоговый кодекс, согласно которым на Украине будет введен временный военный сбор в размере 1,5% от зарплат работающих граждан. Правительство планирует получить от него 241 миллион долларов, которые собирается потратить на финансирование вооруженных сил.
"Батальоны территориальной обороны"
В одном строю с силовиками в конфликте на юго-востоке Украины воюют так называемые батальоны территориальной обороны, большую часть финансирования которых обеспечивает средний и крупный бизнес. По данным СМИ, только на территории Донецкой области с ополченцами воюют восемь подобных формирований. Часть из них финансирует известный украинский бизнесмен Игорь Коломойский. По информации Forbes, он ежемесячно тратит около 10 миллионов долларов из своего состояния на зарплату 3 тысяч бойцов и обеспечение их питанием, обмундированием и топливом. Кроме того, финансовую поддержку подобные формирования получают от мэра Киева Виталия Кличко и лидера Радикальной партии Олега Ляшко.
В спецоперации сейчас, в частности, участвуют батальон "Артемовск" общей численностью около 50 человек под командованием Константина Матейченко, батальон "Днепр-1" общей численностью около 300 человек, батальон "Днепр-2", батальон "Донбасс" во главе с Семеном Семенченко, батальон территориальной обороны "Киев-1", батальон территориальной обороны "Прикарпатье", батальон территориальной обороны "Украина" общей численностью около 100 человек, а также батальон "Харьков-2".
В начале июля информационное агентство "Укринформ" сообщило, что добровольческий батальон "Азов" общей численностью около 300 человек, также финансируемый Коломойским, был перебазирован в Донецкую область — до этого он два месяца находился в Бердянске (Запорожская область). В Луганской области действует батальон территориальной обороны "Айдар" численностью около 150 человек. Он был создан в мае текущего года, в него вошли добровольцы из Луганской, Волынской, Харьковской, Ивано-Франсковской областей, Крыма, Донецка и Киева, а также активисты самообороны Майдана.
Как сообщало Минобороны Украины, 17 июня батальон "Айдар" без согласования с руководством спецоперации решил штурмовать ополченцев в Луганске, но попал в засаду и, несмотря на подошедшее подкрепление, понес серьезные потери. Глава самопровозглашенной Луганской народной республики Валерий Болотов заявлял, что ополченцы практически полностью уничтожили "Айдар". После произошедшего Минобороны отозвало остатки батальона и решило его расформировать, однако президент страны приостановил это решение.
По мнению президента международного центра геополитического анализа генерал-полковника Леонида Ивашова, подразделения Коломойского вооружены хуже, чем регулярная украинская армия, но тем не менее у них имеется автоматическое стрелковое оружие, ручные гранатометы, бронетехника, приданная артиллерия и системы залпового огня. "Это наспех закупленные виды вооружений, но отнюдь не массовые поступления", — сказал он.
По данным главного редактора журнала "Национальная оборона" Игоря Коротченко, который ссылается на свои украинские военные источники, в мае текущего года батальоны Коломойского по указанию администрации президента Украины получили стрелковое оружие, гранатометы, танки и средства ПВО.
"Конкретно было передано 6 танков Т-64, 9 боевых машин пехоты, 12 установок РСЗО "Град", а также ЗРК "Стрела-10", "Шилка" и "Бук", — сказал Коротченко РИА Новости.
Нацгвардия и "Правый сектор"
Помимо армии и батальонов территориальной обороны, в боевых действиях на стороне украинских силовиков принимают участие национальная гвардия и "Правый сектор".
Национальная гвардия Украины — восстановленное после событий в Крыму вооруженное формирование в структуре МВД, в которое вошли представители внутренних войск Украины, бойцы так называемой самообороны майдана и члены националистических организаций. По большей части, национальная гвардия представляет собой легкую пехоту, действующую при поддержке бронетехники. Численность Нацгвардии составляет свыше 30 тысяч человек, по словам украинских силовиков, в перспективе она может вырасти до 60 тысяч.
Основные силы подразделений Национальной гвардии — почти три тысячи человек — сосредоточены под Луганском. Еще одно формирование общей численностью около 200 человек контролирует населенный пункт Белолуцк в Луганской области. Нацгвардия оснащена практически наравне с украинской армией: у бойцов есть автоматическое стрелковое оружие, ручные гранатометы, бронетехника, артиллерия, системы залпового огня, зенитно-ракетные комплексы и авиация.
Президент международной ассоциации ветеранов подразделения антитеррора "Альфа" Сергей Гончаров отметил, что Нацгвардия получает серьезную подпитку из того финансового блока, который выделяют США. В то же время, эксперт не считает, что они представляют серьезную угрозу. По его словам, национальная гвардия — это "набор людей, которые пошли воевать за деньги", поэтому говорить о том, что это действительно какая-то серьезная силовая единица нельзя.
Участники "Правого сектора" — неформальной, незарегистрированной правоэкстремистской группировки, объединившей активистов ряда украинских националистических организаций — получили известность во время столкновений с внутренними войсками и спецподразделениями МВД Украины в ходе протестных акций на Майдане в Киеве. В настоящее время отряды "Правого сектора", численностью около 40 человек каждый, действуют в Донецкой и Луганской областях. Они вооружены автоматическим стрелковым оружием и бронетехникой.
Основные проблемы
Несмотря разнообразие авиационной и сухопутной техники, имеющейся на вооружении украинской армии, в первые месяцы конфликта на юго-востоке страны стала очевидной низкая боеготовность воинских подразделений. Одной из основных причин такого состояния является недофинансирование министерства обороны и, как следствие, отсутствие средств на модернизацию и закупку нового вооружения.
По мнению ветерана-спецназовца Сергея Гончарова, самую серьезную военную угрозу в конфликте на юго-востоке страны представляет та огневая мощь, которая сохранилась у украинской армии. "Как мы видим, они редко идут на прямое столкновение с ополченцами, они давят мощью огня, который они имеют на вооружении", — сказал Гончаров. Президент международного центра геополитического анализа генерал-полковник Леонид Ивашов считает, что никакого серьезного обновления в украинской армии со времен СССР не было. "Они донашивают старые одежды. Да, поступило на вооружение несколько современных танков, но это и все", — пояснил он. В то же время, считает он, несмотря на это, украинская армия оснащена лучше, чем другие формирования, воюющие против ополченцев.
Что касается эффективности частных военизированных структур, то, по мнению экспертов, по результатам двух месяцев она осталась прежней. Специалисты связывают это в том числе с отсутствием подготовленных специалистов, способных управлять сложной боевой техникой, прохождением дополнительной подготовки в военных условиях, приводящим к несчастным случаям. Кроме того, командиры батальонов территориальной обороны не участвуют в планировании боевых действий войск группировки участвующей в АТО, самостоятельно принимая решения о применение вооружений.
Никаких директив и боевых распоряжений, как это принято в армии, у батальонов территориальной обороны, естественно, нет, подтвердил РИА Новости источник в министерстве обороны Украины. Из-за этого, по его словам, военизированные отряды уже сегодня используются для передела сфер влияния, в рейдерских захватах предприятий и разборках с неугодными конкурентами, причем зона их применения выходит далеко за пределы АТО. "Все это печально, потому что разменной монетой в очередных разборках теперь окажется не какой-то "Беркут", а армия", — сказал источник.