Джованни Савино (Италия)
Завершается первый месяц председательства Италии в Совете Евросоюза. И хотя эта должность, носит, скорее, некий почетный характер, нежели реальная возможность определять политику ЕС, никогда прежде роль страны-председателя не порождала такого множества комментариев.
Причина беспрецедентного внимания к смене председательствующей страны кроется во внешнеполитическом курсе Рима относительно Москвы — в критический момент взаимоотношений между ЕС и Россией.
История знает особый подход Италии к России. Еще в конце 1950 годов у Рима были свои взгляды на отношения с Советским Союзом.
В подтверждение этому — несколько примеров.
4 декабря 1958 года компания «ЭНИ» заключила первый договор о покупке советской нефти в обмен на синтетическую резину: это было началом новой эпохи развития итальянской энергетической и нефтяной промышленности. Энрико Маттеи, первый президент «ЭНИ», в конце того же года посетил Москву, где встретился с представителями советского руководства. Договор о покупке нефти стал первым шагом в развитии нового этапа отношений.
В период с 1959 по 1968 год представители итальянского и советского кабинета министров ежегодно совершали «перекрестные визиты». В 1960 году в Москве произошло знаменательное для тех времен событие: президент Итальянской республики Джованни Гронки подписал с советским руководством соглашение о сотрудничестве в области культуры. Визит Гронки был организован усилиями Маттеи и привел к тому, что глава государства стал объектом нападок со стороны его «товарищей» из Христианско-демократической партии. Они неприязненно относились к главному врагу «религии и Запада», Советскому Союзу, соответственно, им не нравилась решительность бывшего партизана, католика, в налаживании отношений с Москвой. Вдобавок, Италия тогда находилась в сфере активного влияния США, была членом НАТО, поэтому подобный диалог с Москвой был неприемлем и для Вашингтона, и для остальных его союзников.
После увеличения закупок нефти – 800 тысяч тонн в 1958 году, миллион тонн в 1959 году, 12 миллионов тонн в 1960 году — была начата работа по проекту строительства нефтепровода «Кавказ-Северное море». Вот тогда давление на Маттеи со стороны «семи сестер», нефтяных компаний British Petroleum, Exxon, Gulf Oil, Mobil, Royal Dutch Shell, Chevron и Texaco, резко усилилось. В 1962 году президент «ЭНИ» погиб в авиакатастрофе: в его частном самолете взорвалась бомба.
Экскурс в историю объясняет, что российско-итальянские отношения нельзя рассматривать лишь в рамках принадлежности Италии к Евросоюзу или НАТО. Не только у Сильвио Берлускони сложились хорошие отношения с Кремлем. Романо Проди также старался укреплять отношения с Россией, и даже кабинеты Марио Монти и Энрико Летта, руководителей, более склонных прислушиваться к мнению Вашингтона, поддерживали доброжелательные отношения с Москвой. Хотя — и без особого энтузиазма.
Когда после длительных внутрипартийных конфликтов Маттео Ренци занял пост премьер-министра, многие эксперты ожидали, что молодой политик будет строго придерживаться проамериканского курса. Политический опыт членов его команды этот прогноз подтверждал, поскольку некоторые из них, как например министр иностранных дел Федерика Могерини, уже в течение нескольких лет находились в тесном контакте с демократической партией США, принимали активное участие в работе парламентской ассамблеи НАТО. И даже образ самого Ренци связывали с «американской мечтой»: журналисты часто сравнивали бывшего мэра Флоренции с Бараком Обамой — как символа грядущих перемен в политическом пространстве.
Оправдаются ли эти ожидания, говорить пока рано. Но на выборах Ренци показал лучший результат в Старом Свете, ни одна другая партия на выборах в странах Западной Европы не смогла достичь его показателя в 40,8 процента. Итоги этого голосования важны для премьер-министра для укрепления его внутриполитических позиций в противовес «Движению пяти звезд» и выстраивания отношений с союзниками в правительстве, то есть правоцентристскими партиями.
Свою силу Ренци попытался продемонстрировать и в переговорах с другими лидерами о составе Европейской комиссии. Но здесь столкнулся с проблемами. Если итальянский политик может рассчитывать на серьезное влияние внутри фракции социалистов и демократов в Европарламенте, где 31 депутат — члены итальянской Демократической партии, то попытки найти общий язык с Ангелой Меркель и Жаном-Клодом Юнкером пока успеха не имеют.
После внеочередного саммита ЕС 16 июля в Брюсселе, на котором восточноевропейские страны выразили категорическое несогласие с кандидатурой Могерини в качестве Верховного представителя Евросоюза по иностранным делам и политике безопасности, Ренци, тем не менее, остался при своем мнении, назвав главу итальянского МИД лучшим кандидатом на этот пост. Аргументируя свое неприятие Могерини, прибалтийские страны и Польша ссылаются на ее резюме, из которого, как они уверяют, виден ее недостаточный опыты работы на посту руководителя внешнеполитического ведомства. Итальянский министр иностранных дел защитила диплом в сфере политических наук, отношений политики и религии и с 2003 года работала в партии Левых демократов, затем — в международном отделе Демократической партии. Федерика Могерини длительное время курировала отношения с Европейской социалистической партией и с Социалистическом интернационалом, так что обвинять ее в отсутствии опыта внешнеполитической деятельности никак нельзя.
Причины несогласия некоторых членов ЕС с кандидатурой Могерини совершенно иные. Несмотря на то, что Италия – член Евросоюза и НАТО с момента его основания, страна всегда была более, чем другие члены альянса, открыта к диалогу с Россией и вела свою собственную политику на Востоке: как в Средиземноморье, так и в отношениях с Советским Союзом. Сегодня Италия эту традицию, пусть и не в прошлых масштабах, продолжает: Рим отказался от жестких шагов в отношении России, на которых настаивает, в первую очередь, Вашингтон.
Также в нынешнем веке значительно укрепились двусторонние экономические связи, итальянская бизнес-элита активно продвигает проекты сотрудничества с Москвой. Например, известный предприниматель Луиза Тодини, ныне занимающая пост руководителя «Почты Италии», является сопредседателем Российско-итальянского форума-диалога по линии гражданских обществ, и одновременно состоит в совете общества «Италия-США». Что это значит? Лишь то, что национальные интересы существуют в многополярном мире, и не всегда подчиняются интересам всевозможных альянсов.
Последний срок для представления итальянского кандидата в Еврокомиссию, о чем неоднократно заявлял ее будущий председатель Жан-Клод Юнкер, истекает сегодня, 31 июля. Ренци настаивает на своем, и его договоренность с Парижем, который хочет продвинуть «своего человека» на пост европейского комиссара по энергетическим вопросам может помочь решить поставленную им задачу.
Если на кандидатуру Могерини будет наложено вето, то, по словам лидера фракции социалистов и демократов итальянского депутата Джанни Питтелла, Рим выдвинет кандидатуру бывшего премьер-министра и главы МИД Массимо д’Алема, опытного политика и известного тактика.
Только вот остается одна «маленькая неувязка»: согласно официальным договоренностям, кандидат от Италии должен быть женщиной. И, согласно «договоренностям неофициальным», не выступать за диалог с Россией.