МОСКВА, 30 июл — РИА Новости. Похищение европейцев с целью получения выкупа стало для "Аль-Каиды" глобальным бизнесом, позволяющим ей оплачивать террористическую деятельность по всему миру. К такому выводу пришли журналисты The New York Times, которые провели собственное расследование.
Хотя европейские правительства отрицают, что платят террористам выкуп, газета пришла к выводу, что "Аль-Каида" и ее филиалы с 2008 года получили по крайней мере $125 млн дохода от похищений людей, из которых $66 млн — в прошлом году. В документах Минфина США названа еще большая сумма — $165 млн, пишет издание.
Эти выплаты были произведены почти исключительно европейскими правительствами, которые направляли деньги через сеть посредников, иногда маскируя их как "расходы на цели развития". К таким выводам журналисты пришли, проведя серии интервью с бывшими заложниками, переговорщиками, дипломатами и правительственными чиновниками в 10 странах в Европе, Африке и на Ближнем Востоке. О механизме организации похищений им также удалось узнать из тысяч страниц внутренних документов "Аль-Каиды", найденных автором статьи Рукмини Галлимачи (Ruckmini Gallimachi) по заданию агентства AP на севере Мали в прошлом году.
В первые годы своего существования "Аль-Каида" получала средства из карманов спонсоров, но теперь специалисты по антитеррору полагают, что организация финансирует набор боевиков, их подготовку и закупки вооружений главным образом из выкупов, выплачиваемых за освобождение европейцев.
"Проще говоря, Европа стала невольным пособником "Аль-Каиды", — пишет газета.
Министерства иностранных дел Австрии, Франции, Германии, Италии и Швейцарии в ответах по электронной почте или телефонных интервью категорически отрицали, что они когда-либо платили террористам. "Французские власти неоднократно заявляли, что Франция не платит выкуп", — сказал изданию представитель МИД Франции Винсент Флореани (Vincent Floreani).
Несколько старших дипломатов, принимавших в последнее время участие в переговорах с террористами, объяснили решение о выплате выкупа мучительным выбором: согласиться на требования террористов или допустить убийство невинных людей, часто ужасным, изуверским способом.
"Тем не менее тот факт, что Европа и ее посредники продолжают платить террористам, уже образовал порочный круг", — пишет издание.
"Похищение с целью выкупа стало сегодня наиболее значительным источником финансирования терроризма", — приводит газета слова заместителя секретаря Минфина США, ведающего вопросами борьбы с терроризмом и финансовой разведки, Дэвида Коэна (David Cohen).
"Каждая транзакция поощряет новую сделку", — добавил он.
По утверждению автора статьи, организация похищений в "Аль-Каиде" строго централизована и регламентирована. Все три основных филиала организации — в странах исламского Магриба в Северной Африке, на Аравийском полуострове в Йемене и "Аш-Шабаб" в Сомали четко координируют свои действия и соблюдают типовой сценарий похищений.
Мало того, чтобы свести к минимуму риск для своих бойцов, террористические филиалы используют аутсорсинг — прибегают к помощи преступных групп, работающих на комиссии, которая, как правило, составляет 10% от суммы выкупа.
Обычный "бизнес-план" похитителей включает в себя пошаговый переговорный процесс, который начинается с длительного молчания, призванного создать панику в семьях похищенных. Затем появляется видео, на котором похищенный просит свое правительство вступить с захватчиками в переговоры.
Часто родственники похищенных объединяются, чтобы вместе оказывать давление на свое правительство.
Хотя похитители всегда угрожают убить своих жертв, анализ известных случаев показал, что в последние пять лет лишь небольшая часть заложников, захваченных "Аль-Каидой", была казнена — в отличие от ситуации, имевшей место 10 лет назад, когда видео обезглавливания иностранцев регулярно появлялись в интернете.
"Теперь организация поняла, что способствовать делу джихада можно, сохраняя заложников живыми и выторговывая за них чемоданы наличных", — пишет The New York Times.
По утверждению газеты, "лишь горстка стран" сопротивлялась практике выплаты выкупов и во главе их были США и Великобритания. Хотя обе эти страны вели переговоры с террористами — свидетельством тому недавний обмен пяти заключенных талибов на американского сержанта Боуи Бергдала. Эта позиция имела печальные последствия. В то время как десятки европейцев были освобождены целыми и невредимыми, лишь несколько американских и британских граждан остались в живых. Это немногие счастливчики, которым удалось убежать или дождаться спасения спецназом. Остальные были казнены или без вести пропали.
Первый выкуп в 2003 году заплатила Германия, выложив боевикам в Мали 5 млн евро за освобождение 32 заложников.
"Это совершенно двуличная политика. Они платят выкуп, а затем отрицают это. Опасность не только в том, что это способствует развитию терроризма, но и в том, что наши граждане становятся всё более уязвимыми", — сказала изданию Вики Хаддлстон (Vicki Huddleston), заместитель помощника министра обороны по делам Африки, которая в 2003 году была послом США в Мали.
Киднеппинг как бизнес процветает: в 2003 году похитители получили около $200 тыс. за каждого заложника, теперь "типовая расценка" "Аль-Каиды" достигает $10 млн за человека.