О действиях Компартии Украины в связи с намерением Верховной рады распустить фракцию коммунистов в украинском парламенте, а также о путях выхода из внутриполитического кризиса рассказал корреспонденту РИА Новости Андрею Малышкину лидер Компартии Петр Симоненко.
— Петр Николаевич, не могли бы вы дать оценку решения Верховной рады, которое позволит главе парламента распустить фракцию Компартии? Конституционно ли оно?
— Это решение было вчера (беседа состоялась в среду — прим. ред.), и вчера ночью закон был подписан президентом Порошенко. Очень торопятся те, кто не хочет, чтобы у граждан Украины было реальное представление о позиции нашей партии и, естественно, нашей фракции в парламенте.
Во-вторых, мне представляется, что говорить о конституционности здесь нет никакого смысла, ибо этим решением растоптана воля граждан, а это более 13 процентов граждан Украины, которые проголосовали в поддержку Компартии Украины на выборах. Это 3 миллиона граждан Украины.
Говорить о конституционности или законности очень сложно, потому что именно граждане Украины предоставили нам право работать в парламенте и иметь свою фракцию, независимо от того, сколько там человек должно было бы быть. Представьте себе, если бы мы в ходе выборов набрали не 13 процентов, а только пять процентов, то у нас было бы 12 человек в парламенте. Сегодня из-за предательства, которое было связано с трусостью и меркантильностью, из фракции вышли десять человек. Но у нас 23 человека сегодня во фракции.
Говорить о законности очень трудно, потому что здесь попирается воля граждан, которая как раз и заключалась в том, что они поддержали Компартию, а не количество членов фракции.
— Каково ваше объяснение причин происходящего?
— Это имеет очень четкое объяснение в связи с последними событиями в Украине. Вы знаете, что после переворота на Майдане в Украине устанавливался и в итоге установился национал-фашистский режим, который развязал войну против своего же народа. И сегодня украинец убивает украинца. Гибнут мирные люди, мы с вами является свидетелями той трагедии, которая разворачивается в Донецкой и Луганской областях, когда гибнут старики, женщины и дети. Компартия — единственная партия, которая предлагает мирный путь и решение всех проблем.
В прошлом году и Фюле (Штефан Фюле, еврокомиссар по вопросам расширения европейской политики соседств — прим. ред.), и Квасневскому (Александр Квасневский, бывший президент Польши — прим. ред.), и Коксу (Пэт Кокс, экс-президент Европарламента — прим. ред.), и всем украинским политикам я публично заявлял, что нужно провести референдум в Украине для того, чтобы народ определился с тем, какой вектор интеграции он избирает для своего будущего — Европейский союз или Таможенный союз.
Мы предлагали это и говорили, что слишком большие противоречия уже имеют место в Украине. Они этнического, культурного, исторического и языкового характера. Поэтому я предупреждал всех, что если не проведем референдум, то прольется кровь. К сожалению, это все сбылось.
Если говорить о сегодняшней ситуации, то наша партия предлагает не только мирный путь, но и конструктив — что конкретно нужно сделать, чтобы снять социальную напряженность. Понятно, что нынешнему режиму не нравится, когда мы говорим, что нельзя сотрудничать с Международным валютным фондом на тех условиях, которые они выдвигают, ибо это заканчивается не только кабалой, новыми испытаниями для граждан высокими тарифами и ценами, но это заканчивается еще и тем, что Украина теряет политический суверенитет.
Мы, естественно, выступали против того, чтобы газотранспортную систему отдавали различным западным структурам с целью расчистить площадку для американских интересов по добыче сланцевого газа. Эта война организована украинскими олигархами, захватившими после Майдана власть и сформировавшими, по сути, свои частные армии. В каком государстве возможно наличие частных армий по 4 тысячи человек, которые выполняют роль убийц?
Все это мы откровенно говорили. О том, что нужно сегодня пересмотреть все те подходы, которые характерны для внутренней политики Украины. Но, к сожалению, не имея возможности представить ничего конструктивного они (действующие власти) взялись за запрет деятельности Компартии.
Вы знаете, что завтра в окружном суде Киева будет рассматриваться процесс по иску министерства юстиции о запрете деятельности Компартии. Поэтому вчера как раз и рассматривался вопрос, и это мракобесие, которое мы наблюдали в Верховной раде, при грубом нарушении конституции и законов Украины привело к тому, что они для себя сформировали якобы законодательную базу о возможности роспуска нашей фракции.
— Спикер Верховной рады Александр Турчинов заявил, что в четверг распустит фракцию Компартии. Будете ли вы подчиняться данному решению и каковы будут ваши дальнейшие действия?
— Во-первых, мы как были членами Коммунистической партии, так и остаемся, как были народными депутатами, так и остаемся.
Поэтому мы будем действовать, в соответствии с нашими внутрипартийными канонами, как цельная политическая группа в парламенте Украины. Наша позиция меняться не будет, мы будем использовать любое публичное выступление для изобличения тех, кто развязал эту войну.
— Намерены ли вы оспаривать это решение Верховной рады в международном суде?
— Мы воспользуемся возможностями украинских судов. Речь идет об одной характерной вещи для права — закон обратной силы не имеет.
И если принимаются какие-то изменения в закон, то это должно касаться будущих парламентов и будущих фракций. Они же пытаются, внеся изменения в действующий закон, переложить это на нынешнюю ситуацию и на нашу фракцию. Поэтому мы будем отстаивать все то, что имеет отношение к нашим правам, в украинских судах, но, безусловно, если мы не сможем их здесь отстоять, то будем обращаться в тот же Европейский суд по правам человека.
— Рассчитываете ли вы на поддержку европейских коммунистов и ваших коллег из РФ?
— Поддержка российской Компартии активно осуществляется. По европейским "левым" я могу сказать, что у нас завтра на первом заседании в Киевском окружном суде будет представитель европейских "левых" Европарламента. Так что нас поддерживают, высказывают обеспокоенность по поводу того, что в Украине грубейшим образом нарушаются основы демократии.
— Будет ли партия коммунистов Украины участвовать в досрочных парламентских выборах, которые могут пройти этой осенью?
— Да, обязательно.
— А если так получится, что до этого времени произойдет запрет Компартии Украины, не придется ли ее в таком случае перерегистрировать или частично менять название?
— Давайте сначала дождемся этого запрета. В любом случае мы соберемся, примем решение, чтобы действовать адекватно.