БАЛИ (Индонезия), 22 июл — РИА Новости, Михаил Цыганов. Национальный избирком Индонезии признал во вторник губернатора Особого столичного округа Джакарта Джоко Видодо победителем прошедших 9 июля президентских выборов, передает агентство Рейтер. По данным избиркома он набрал свыше 53% голосов и обошел ближайшего конкурента, лидера партии "Движение за великую Индонезию" Прабово Субианто, на 6 процентов.
Джоко Видодо, которого индонезийцы обычно зовут Джокови, — новичок в большой политике, однако именно популярный в народе 53-летний губернатор Особого столичного округа Джакарта станет первым в истории своей страны президентом, не связанным с традиционно правящими ей элитами.
Он родился 21 июня 1961 года в крупном яванском городе Суракарта (Соло) в хижине, принадлежавшей резчику по дереву. Там же окончил начальную школу, в которой учились дети бедноты и низшего среднего класса. Занимался разными подработками с 12-летнего возраста и, возможно, именно поэтому не смог попасть в престижную среднюю городскую школу номер один, удовлетворившись более простой.
В 1985 году получил диплом инженера, хотя и в престижном университете "Гаджа Мада", но на скромном факультете лесного хозяйства. Почти два десятилетия занимался бизнесом — производил мебель, пока в 2005 году не был впервые избран мэром Соло.
Мэр
Лучше всего отношение родного города к Джокови характеризуют два факта. В 2010 году он был избран мэром на новый срок, получив свыше 90% голосов. А уже в октябре 2012 года (за месяц до этого его избрали губернатором Особого столичного округа Джакарта) двое жителей города вчинили ему гражданский иск. Некие Ари Сетиаван и Паиди требовали выплаты жителям Соло компенсации в размере 343 миллиарда индонезийских рупий (тогда — 35,8 миллиона долларов) за нарушение обещания служить городу до истечения второго срока пребывания на посту мэра. "Я подал этот иск, поскольку, будучи жителем Соло, не хочу потерять Джокови", — заявил в суде Сетиаван.
Наиболее яркой чертой семи лет работы мэром Соло стало возрождение старой яванской традиции "блусукан" — неожиданных посещений мэром различных мест в городе, где он лично выслушивал жалобы и критику простых людей. Но не было недостатка и в более серьезных мерах: он запретил всем родственникам принимать участие в городских тендерах, ввел медицинское страхование всех горожан, реорганизовал городской транспорт, пустив по Соло двухэтажные автобусы и трамваи. Джокови очистил подходы к торговым центрам от уличных торговцев, переселял жителей трущоб в новые квартиры в современных домах.
Губернатор
Деятельность Видодо на посту мэра широко освещалась национальными СМИ, и 20 сентября 2012 года он был избран на пост губернатора. В столице его деятельность шла по тем же рельсам, что и на родине: он продолжал "блусукан", ввел прозрачные каталоги закупок на нужды города, электронный аудит и уплату налогов онлайн, активно работал над предотвращением сезонных наводнений и решением транспортных проблем гигантского мегаполиса, введением бесплатного образования и медстрахования для бедняков.
В 2010 году Джокови, который уже тогда выступал в качестве кандидата ДПИ-б, пошел на рискованный шаг: в тандеме с ним кандидатом на пост вице-губернатора партией Движение за великую Индонезию (Gerindra) был выдвинут индонезийский предприниматель китайского происхождения Басуки Чахая Пурнама. Проблема заключалась не только в принадлежности последнего к не слишком популярному среди индонезийского простонародья этносу, но и в его христианском вероисповедании (свыше 90% индонезийцев являются мусульманами).
Линию на демонстрацию религиозной и этнической терпимости Джокови продолжил и на посту губернатора, назначив главой одного из административных подрайонов Южной Джакарты христианку.
Предвыборные обещания
Программа Джокови не была с самого начала сведена воедино в каком-то документе: ее пункты формулировались в его выступлениях и высказываниях его советников. В отличие от Прабово, делавшего ставку в вопросах помощи беднейшим слоям населения на субсидии и льготы, он предпочитал говорить о прямом повышении минимума зарплаты (как, собственно, и было сделано после его победы на выборах в Джакарте). Губернатор, которого часто обвиняют в популизме, вообще обычно простым языком говорит о понятных любому индонезийцу вещах: он обещал в случае победы уже в первые сто дней президентства подписать четыре декрета, направленных на упрощение бюрократических процедур, отказаться от импорта сельскохозяйственной продукции и т.д.
На встрече же в середине мая с ведущими бизнесменами Джокови говорил о намерении отказаться от государственного субсидирования топлива, перенаправив эти средства (17,7 миллиарда долларов в бюджете 2014 года) на развитие инфраструктуры. "Его предвыборная платформа ориентирована на рынок, делая упор на развитие трудовых ресурсов посредством образования, реформу бюрократии, создание инфраструктуры и поощрение вложений в энергетику", — резюмировала организовавшая встречу ведущая инвестиционная фирма CLSA.
Однако в ходе предвыборной кампании риторика губернатора стала все теснее смыкаться с программой его конкурента Прабово. "Нам необходимо пересмотреть политику в отношении иностранных инвестиций, поскольку большая их часть приходится на капиталоемкие добывающие отрасли, не создающие много рабочих мест и ориентированные лишь на максимальную прибыль", — заявил он, в частности.
В качестве реверанса в сторону военных Джокови обещал увеличить военные расходы Индонезии до 1,5% ВВП.
Президент
Инаугурация, в ходе которой Юдхойоно — первый в истории Индонезии президент, избранный прямым голосованием, — передаст Джокови бразды правления, пройдет лишь 20 октября. Так что как поведет себя на деле "выходец из низов", который менее чем за десятилетие взлетел от скромного бизнеса до президента четвертого по численности населения государства мира и "главного менеджера" десятой по объему ВВП экономики планеты, станет известно только через несколько месяцев.