РАССЫПНОЕ (Донецкая обл.), 18 июл — РИА Новости. Расследование инцидента с малайзийским пассажирским лайнером, упавшим на Украине, идет очень медленно. Спустя почти сутки после трагедии, унесшей жизни почти 300 человек, на месте нет никаких серьезных международных экспертов, здесь работают только местные пожарные и шахтеры, а тела так и лежат в чистом поле.
Звонок на тот свет
Первое, что поражает, когда приезжаешь в окрестности сел Грабово и Рассыпное, где упал малайзийский Boeing 777, — это то, что сегодня, спустя сутки после падения самолета, тела его пассажиров все еще лежат во дворах деревенских домов, на улицах и даже в самих домах.
Люди боятся их трогать, ждут каких-то судмедэкспертов, которые должны вот-вот приехать не то из Донецка, не то сразу из Голландии. Все, что смогли местные, — это накрыть тела покрывалами.
Так что основные хлопоты легли на плечи местных сотрудников МЧС, которые явно никогда не видели трагедии серьезнее, чем пожар в частной хате или пьяное ДТП. Ощущаешь тут растерянность. Даже подобие штаба из МЧСовских тентов они стали устанавливать только к обеду второго дня.
А пока они смогли только начать прочесывать местность, чтобы палками с белыми ленточками отметить места падения тел. Спасателей явно не хватает, им на помощь пришли бригады шахтеров. Получив в руки вешки, они пошли в поля.
Власти в этих краях, по сути, нет, кроме ДНР, чьи возможности сильно ограничены. Батальон "Восток" только сумел перекрыть основные подъезды к селам — журналистов, МЧС и милицию пускают без проблем. Обещали пустить и любых экспертов, да только они все не едут.
Поражает и то, какое количество багажа прекрасно сохранилось. Книжки, плееры, австралийские и малайзийские паспорта с улыбающимися людьми, посадочные билеты, сумочка Louis Vuitton и даже две бутылки из магазина дьюти-фри — все прекрасно сохранилось, люди предвкушали отпуска и вряд ли задумывались о хитросплетениях и интригах восточноевропейской политики и тонкостях взаимоотношений ДНР и Киева.
Когда журналисты стояли около груды личных вещей, из нее вдруг зазвонил телефон — кто-то явно только что узнал о трагедии и кинулся звонить своему близкому человеку. Со слабой надеждой. Телефон звонил очень долго.
Страшный урожай войны
Жительница села Рассыпное по имени Лариса, женщина средних лет, запомнит этот день на всю жизнь. Как и ее соседи. Она как раз копалась в огороде, как вдруг где-то над головой раздался взрыв.
К взрывам в этих краях привыкли — неподалеку идут боевые действия, постоянно работает артиллерия. Так что Лариса не слишком удивилась.
"И тут с неба что-то посыпалось — там, там, там. Шлеп, шлеп, шлеп, — Лариса показывает вокруг себя. — Я думала, ну все, нам конец, бомбежка началась. Попрощалась с жизнью".
Но бомбы не взрывались. К своему ужасу Лариса поняла, что это тела людей.
Они и сейчас лежат там, где упали — мужчина прямо на улице, женщина в огороде соседей Ларисы. Тело женщины упало на кухню престарелой пары — они тоже думали, что это бомба, но правда оказалась еще страшней.
"Грохот в соседней комнате — думали, бомба упала. Взрыва нет. Через несколько секунд заглянули туда — батюшки! Откуда?!" — рассказывает хозяйка.
Выйдя на улицу, она остолбенела. Вокруг села и в самом Рассыпном было очень много мертвых людей.
"Я успел увидеть кусок самолета, какую-то часть его борта, — рассказывает односельчанин Ларисы, Александр. — Люди сыпались из него, как из ведра".
Сам огромный кусок фюзеляжа и сейчас лежит на окраине Рассыпного. Только чудом он не попал в какой-нибудь дом — тогда жертв было бы еще больше, уже за счет местных жителей.
"Я видел, как на нас летели все эти обломки. Было очень страшно", — рассказывает житель соседнего села Грабово, Василий. Мелкие обломки усеяли весь его двор, а турбина упала буквально за калиткой.
Обломки самолета действительно покрыли собой огромную территорию между Грабово и Рассыпным. Авиалайнер начал разваливаться на куски еще в нескольких километрах от земли.
Теперь ржаные поля между Грабовым и Рассыпным усеяны обломками. Цепочки шахтеров и МЧСовцев прочесывают их, медленно покрывая страшными всходами вешек с кусками белой материи.
А где-то вдалеке начинает работать артиллерия — сначала одиночные выстрелы, которые еще можно перепутать с грозой, потом серии "Града". Эти звуки действительно стали привычными в этих местах. Война и не думает прекращаться.