МОСКВА, 18 июл — РИА Новости. Спустя сутки после трагедии на Украине, где при крушении Boeing погибли почти 300 человек, главный вопрос — кто виноват?— остается без ответа.
Неясны даже точные причины крушения, хотя следы шрапнели на крыле самолета указывают, что лайнер, скорее всего, был сбит ракетой — но с земли ли или с воздуха, тоже неясно.
Обе стороны конфликта в Донбассе продолжают винить в произошедшем друг друга, а Минобороны РФ намекает, что авиакатастрофа могла произойти по вине украинских сил ПВО. Российские военные зафиксировали работу украинской РЛС в день крушения и назвали местные населенные пункты, откуда могли подбить самолет.
Международные эксперты по расследованию авиакатастроф на место ЧП пока не добрались, как, впрочем, и их киевские коллеги. Ополченцы, контролирующие этот район, готовы пропустить всех задействованных в расследовании специалистов, но пока неясно даже, кто возглавит следствие — международная ICAO или украинское ведомство.
По данным Минобороны РФ, в районе Донецка развернуты украинские дивизионы с 27 пусковыми установками комплекса "Бук-М1".
Комплексы "Бук-М1", как отмечают в Минобороны РФ, способны обнаруживать воздушные цели на дальностях до 160 километров и поражать их во всем диапазоне высот на дальности свыше 30 километров.
Российские же средства ПВО в день трагедии не работали в приграничных с Украиной районах, самолеты ВВС России полеты в этот день там также не выполняли, заявляют военные.
По данным МО РФ, маршрут самолета и место его падения попадают в зону поражения сразу трех батарей "Бук-М1", а также двух украинских батарей зенитного ракетного комплекса большой дальности.
Радиотехнические средства России зафиксировали работу украинской РЛС в день крушения малайзийского самолета и позволяют предположить, откуда могли сбить лайнер.
"Российскими радиотехническими средствами в течение 17 июля фиксировалась работа радиолокационной станции "Купол" батареи "Бук-М1", дислоцированной в районе населенного пункта Стыла (30 километров южнее Донецка)", — говорится в сообщении Минобороны.
Пуск ракет также мог быть осуществлен со всех батарей, дислоцированных в населенном пункте Авдеевка (8 километров севернее Донецка) или Грузско-Зорянское (25 километров восточнее Донецка).
"Это теракт"
Администрация президента Украины Петра Порошенко не исключила, что малайзийский самолет был сбит, однако заявила, что киевские силовики не причастны к этой трагедии.
"Мы не исключаем, что этот самолет также был сбит, и подчеркиваем, что Вооруженные силы Украины не совершали никаких действий по целям в воздухе", — говорится на сайте Порошенко.
Сам президент Украины изъяснился коротко: "Это не инцидент, не катастрофа, а террористический акт".
Украинская спецслужба СБУ утверждает, что у ополченцев востока Украины действительно есть "Буки", причем комплексы вместе с экипажем они якобы получили из России.
"Уголовное производство открыто по статье "Террористический акт" по факту сбитого авиалайнера, имевшего место на территории Украины. Пассажирский авиалайнер был сбит ракетой из ЗРК "Бук-М", который был переправлен с территории России. Этому есть доказательная база", — сказал глава СБУ Валентин Наливайченко, однако тех самых доказательств не привел.
Быстрые выводы
У МО РФ заявления Киева о том, что украинские "Буки" и самолеты не стреляли по воздушным целям в зоне ЧП, вызывают "серьезные сомнения".
"В такой короткий срок настолько однозначный вывод в условиях ожесточенных боев в данном районе сделать невозможно", — считают в российском военном ведомстве.
Между тем сотрудники ГСЧС Украины сообщили РИА Новости об обнаружении крыла Boeing со следами шрапнели.
"Определить, из какого оружия был поражен самолет, мы не можем, но видели дырки от шрапнели", — отметил представитель МЧС.
Как передает корреспондент, на месте падения самолета до сих пор нет никаких международных экспертов, здесь работают только сотрудники украинского ГСЧС из соседних городов. Совместно с шахтерами из ближайших шахт они отмечают вешками места нахождения тел.
Опрошенные РИА Новости эксперты допустили, что лайнер могли сбить украинские военные, но не преднамеренно, а случайно.
Так, главный редактор журнала "Национальная оборона" Игорь Коротченко заявил, что украинские военные подбили самолет, возможно, из-за своей низкой квалификации.
"В результате проверки боевых режимов украинских "Буков", в силу низкой квалификации персонала и боевых расчетов, произошел случайный, непреднамеренный пуск по ошибке оператора", — предположил Коротченко.
По его мнению, ополченцы не могли сбить самолет на такой высоте, так как имеющийся у них "Бук" неисправен и не может стрелять.
Такого же мнения придерживается и президент Академии геополитических проблем доктор военных наук Константин Сивков. По его словам, у ополченцев даже нет специалистов, которые могут применить эти комплексы.