МОСКВА, 17 июл — РИА Новости. Басманный суд Москвы в четверг санкционировал арест двух фигурантов дела о крупнейшем ЧП в столичном метрополитене, в результате которого погибли 23 человека. Обвинения мастеру пути и его помощнику — Валерию Башкатову и Юрию Гордову — пока не предъявлены, однако суд опасается, что сотрудники метрополитена могут уничтожить или скрыть важные улики, что приведет к невозможности установить истинные причины трагедии.
В ходе суда следствие признало, что в рамках дела, скорее всего, будут новые задержания, и даже просило закрыть процесс, чтобы не разглашать данные, но в итоге не стало уточнять, кого и когда могут привлечь к ответственности по делу.
В четверг в рамках расследования следствие провело обыски, однако о новых фигурантах пока ничего неизвестно.
Без ареста нет истины
Следователь и прокурор считают, что трагедия с человеческими жертвами стала возможной из-за нарушения Башкатовым и Гордовым методологии и техники проведения работ по сборке стрелки. Если сотрудникам метрополитена предъявят обвинение, то им грозит до семи лет лишения свободы.
Основная версия произошедшего уже была озвучена следствием накануне — трагедия произошла из-за проволоки, которой был закреплен один из механизмов устанавливаемой стрелки. Она порвалась, что и привело к сходу вагонов с рельс.
В ходатайствах о заключении Башкатова и Гордова под стражу представители ведомств в первую очередь указывали, что, находясь на свободе, подозреваемые могут скрыть или уничтожить улики, вступить в сговор с другими сотрудниками метрополитена и склонить их изменить показания, чтобы ввести в заблуждение следствие или помочь коллегам избежать уголовной ответственности.
В общем, на взгляд следствия и прокуратуры, Башкатов и Гордов могут предпринять все возможное, чтобы истину по делу невозможно было установить. Суд это мнение поддержал, и сотрудники метрополитена отправились в следственный изолятор как минимум до 15 сентября.
Стрелка ни при чем
Задержанные, у которых стаж работы в метрополитене по 20 лет, считают версию следствия о проволоке несостоятельной. В частности, мастер пути Башкатов признал, что проволока на данном участке была и она скрепляла некий механизм, но ее наличие не могло привести к такой катастрофе. Он также отметил, что лично находился на участке по установке новой стрелки в районе Парка Победы в один-единственный день — 7 июля. Тем не менее он отметил, что каждую ночь пути, в том числе и вновь возводимые, обходятся сотрудниками, и их состояние тщательно проверяется.
Родственники фигурантов дела полагают, что трагедия произошла не из-за крепежа из проволоки, а из-за слишком большой скорости поезда на проблемном участке. Оживленно обсуждалась и версия о возможном попадании на рельсы постороннего предмета.
"В любом случае они (задержанные) не виноваты, схватили первых попавшихся. Они профессионалы и знают свое дело, а отвечать за ЧП должно руководство", — объясняла журналистам супруга Башкатова Любовь. После ареста она предположила, что будь на месте Башкатова и его помощника бывшая чиновница минобороны РФ Евгения Васильева, ее бы арестовывать не стали.
"Она вон рисует, поет, по салонам ходит, клипы снимает <…>. Значит, ей все можно, а простые смертные должны за все отвечать", — негодовала она.
Защита обоих сотрудников метро намерена обжаловать их аресты, на их взгляд, следствие не имеет никаких доказательств о причастности Башкатова и Гордова к масштабному ЧП.
Все из-за проволоки
Следствие не сразу пришло к выводу, что авария произошла из-за неправильной фиксации стрелочного механизма. Первоначально говорилось, что вагоны сошли с рельсов из-за резкого скачка напряжения, но эту версию сразу опровергли в Мосэнерго, где заявили, что таких инцидентов зафиксировано не было.
На месте происшествия официальный представитель СК Владимир Маркин говорил, что рассматриваются три основные версии: несрабатывание стрелки, проседание полотна и неисправности самого вагона. Он также подчеркнул, что никаких признаков теракта, чего опасались москвичи и гости столицы, нет, и ЧП носит техногенный характер.
На следующий день после задержания и допроса сотрудников службы путей метрополитена основной стала версия о том, что поезд потерпел крушение из-за обрыва проволоки, скреплявшей стрелочный механизм. Впрочем, напомнил Маркин, расследование дела продолжается, СК предстоит провести комплекс технических, химических и других экспертиз, результаты которых позволят установить все обстоятельства аварии. Кроме того, следователи проверяют наличие у подрядчиков и субподрядчиков лицензий на выполнение соответствующих работ в Московском метрополитене.
В СК уточнили, что с конца мая на перегоне "Парк Победы" — "Славянский бульвар" начались подготовительные работы, направленные на укладку стрелочного перевода для пуска нового участка. К этим работам также были привлечены ряд подрядчиков и субподрядчиков. Следствие полагает, что работы были выполнены ненадлежащим образом.