ХАБАРОВСК, 18 июля — РИА Новости, Лариса Докучаева. Год назад, в июле 2013 года, на Дальнем Востоке началось одно из крупнейших наводнений в российской истории. Были смыты тысячи домов, без жилья остались 200 тысяч человек. Корреспондент РИА Новости встретилась с людьми, которые тогда вели тяжелую борьбу со стихией и ценой невероятных усилий не допустили большого количества человеческих жертв.
Официальной даты начала наводнения на Амуре нет, но точкой отсчета называют 20 июля, когда в Амурской области река Уркан вышла из берегов и только за сутки подтопила более сотни домов в селе Ивановка.
"С июля 2013 года обильные дожди шли в семи из девяти регионов Дальнего Востока, не было их только на Чукотке и на Сахалине. Самая сложная обстановка была в бассейне реки Амур. Амурская область, Еврейская АО и Хабаровский край подверглись катастрофическому по своей природе наводнению", — говорит замначальника Дальневосточного регионального центра МЧС России Виталий Сикора.
С мая по август на территории Забайкальского края и на юге Дальнего Востока выпало более годовой нормы осадков. А почвы в бассейне рек еще и были увлажнены после весеннего половодья.
"Прошлогодняя чрезвычайная ситуация была уникальна по площади подтопленных территорий, нанесенному экономическому ущербу, количеству пострадавшего населения, а также реагированию на ситуацию всех служб — МЧС, полиции, медиков, властей, военных. Самая главная задача выполнена — мы не допустили гибели людей", — говорит Сикора.
В короткие сроки на Дальнем Востоке развернули группировку общей численностью более 46 тысяч человек и 7 тысяч единиц техники. Из подтопленных приамурских регионов эвакуировали 32,5 тысячи человек. За два месяца в регионе в экстренном порядке возвели 142 километра временных дамб для защиты городов и поселков, вручную уложили более 3 миллионов мешков с песком.
"Работали круглосуточно в сложных условиях, техника выходила из строя, но люди выстояли", — вспоминает он.
В августе 2013-го началась борьба за ключевую автомагистраль Хабаровского края — дорогу между Хабаровском и Комсомольском-на-Амуре. По этой трассе в затопленный Комсомольск доставляли продукты питания. Дорога в районе озера Гасси сначала превратилась в тонкую ленту среди огромной водной глади, а потом и ее скрыли волны.
По приказу командующего войсками Восточного военного округа (ВВО) военнослужащие организовали паромную переправу между 143 и 147 километрами комсомольской трассы. Сотни людей ждали переправы по обе стороны разлившейся реки.
"Паром собрали за 2,5 часа и на следующий день уже приступили к выполнению задачи. В среднем в день мы переправляли до 350 легковых машин, а также большегрузы весом по 50 тонн. Паром выполнял по шесть рейсов туда-обратно, за один раз перевозили до 30-40 машин", — говорит командир понтонно-переправочного батальона ВВО, подполковник Владимир Степин.
По его словам, глубина воды возле трассы составляла 2,5 метра.
"Мы работали в селе Славянка в 5 километрах от трассы. Оно было полностью окружено водой и затоплено. Сначала туда только "КамАЗы" с продуктами могли пройти, потом и они уже тонули, — рассказывает старший экипажа плавающего транспортера (ПТС) Алексей Токарев. — На ПТС мы эвакуировали население, некоторых с крыш снимали, вывозили автомобили, коров, свиней. Всю деревню вывезли".
В Славянке они работали около месяца, потом их отправили на Мылкинскую дамбу в Комсомольск-на-Амуре, рассказывает Алексей.
Оборона мылок: воду держали руками
Защита Мылкинской дамбы в Комсомольске-на-Амуре войдет в историю и учебники МЧС. Пятикилометровая дамба прикрывает поселок Мылки и два микрорайона с населением 120 тысяч человек — это почти половина города. А также филиал компании "Сухой" — крупнейшее в стране предприятие по производству боевых самолетов, в том числе идущих на экспорт.
На дамбу завезли тонны грунта, уложили тысячи мешков с песком, в том числе биг-бэги — трехтонные мешки, которые доставляли на вертолетах в наиболее опасные места. Когда возникла угроза прорыва, более 1 тысячи человек стояли в воде, буквально вручную сдерживая воду. На защиту встали сотрудники МЧС, военные, волонтеры и местное население.
Председатель совета Хабаровского регионального отделения российского союза спасателей Антон Плюснин был среди тех, кто тогда стоял на дамбе.
"Обстановка была, как кадры из боевика: вертолеты летают, льет дождь, ветер, шторм. Солдаты и народ бегают по дамбе, мы стоим со щитом, вода грязная. Волны — до метра высотой, разбивают дамбу. Было очень холодно, через полчаса пальцы леденели и ног уже не чувствовали", — рассказывает Антон.
Старались меняться через полчаса-час, убегали в палатку греться, выпить чаю — и назад.
Оборона Мылок продолжалась всю ночь — шторм стих под утро.
"Страха на дамбе не было, просто понимаешь — другого варианта нет", — говорит спасатель.
Антон уверен, что в подобной чрезвычайной ситуации, как и на войне, проявляется сущность человека. Понимаешь, с кем в разведку бы пошел, а с кем нет. В Комсомольске, например, стихийно образовалось движение "Накорми спасателя": женщины пекли пирожки и приносили на дамбу, национальные диаспоры готовили плов на всех. Все сплотились против общей беды. Впрочем, были случаи, когда в Комсомольске ночью местные жители дамбу разбирали, у спасателей на лодках срезали моторы, в Хабаровске увозили мешки с песком.
Мы с собеседником идем по набережной стадиона Ленина в Хабаровске. Сложно представить, что менее года назад она была скрыта под почти метровой толщей воды. Сегодня это кажется невероятным — даже человеку, видевшему это воочию. Летом 2014-го Амур мирно плещется в нескольких метрах от набережной. Неужели все это было?
Ученые не удивлены поведением Амура летом и осенью 2013-го. Водность реки имеет циклический характер, они еще несколько лет назад предупреждали о вероятности высоких паводков.
"Периоды пониженной и повышенной водности длятся 7-10 лет. С 2009 года начался цикл повышенной водности, для которого характерны наводнения. До этого на Амуре около 15 лет наводнений не было. Мы заявляли о вероятности высоких паводков в ближайшие годы, но уровень, конечно, предсказать не могли", — говорит замдиректора института водных и экологических проблем (ИВЭП) Дальневосточного отделения Российской академии наук Алексей Махинов.
Протяженность Амура от Хабаровска до Николаевска 930 километров, отмечает он. Пойма Амура на этом участке — это 7,5 тысячи квадратных километров, летом прошлого года она полностью была затоплена.
В этом году на реке начались экспедиции по оценке влияния прошлогоднего паводка на ее состояние. В июне прошла экспедиция МЧС, недавно завершился первый этап экспедиции ученых. Вместо зеленых берегов Амура участники экспедиции увидели в пойме желтые полосы мертвых деревьев. Биологи уверяют, что все это восстановится лет через 30-40.
Собранные материалы еще нуждаются в обработке и анализе, однако предварительно несколько важных выводов ученые сделали: русло Амура начало меняться, и на высокий уровень реки у Хабаровска и Комсомольска в период паводка повлияла деятельность человека.
"Наибольшие изменения русла произошли в районе Хабаровска. Увеличился сток в основное русло Амура и в протоку Пемзенская, что грозит разрушением построенной там полузапруды при будущих наводнениях", — сказал Махинов.
Несколько лет назад, чтобы удержать Амур у Хабаровска, в протоках Пемзенская и Бешеная были построены полузапруды. Разрушение их грозит уходом реки от города, нарушением работы водозабора и судоходства.
"И еще один важный вывод мы сделали — на слишком высокое наводнение в Комсомольске и Хабаровске повлиял человек, — говорит Махинов. — Построены мосты, польдер на острове Большой Уссурийский, другие защитные сооружения. Если бы этого не было, то уровень воды у Хабаровска был бы на 1,2 метра ниже".