17 июля в поселке Депутатский на севере Якутии будет освящен новый храм во имя святого Сергия Радонежского, 700-летие со дня рождения которого отмечает Русская православная церковь в 2014 году. Перед отбытием в Депутатский на освящение самого северного храма в честь преподобного Сергия епископ Якутский и Ленский Роман ответил на вопросы РИА Новости.
- Как появился храм в поселке Депутатский?
— Приход в Депутатском — это районный центр Усть-Янского района — был организован еще в 2000 году и сначала был посвящен Вознесению Господню. Надо сказать, что на сегодняшний день это одна из стабильных общин в арктических районах. К сожалению, как и всюду на Севере, ей не хватает священника — он посещает общину несколько раз в год. Но молитвенный ритм у прихода есть: прихожане собираются по воскресным дням для общей молитвы, отправления богослужений мирянским чином и изучения слова Божьего.
Когда в прошлом году я посещал Депутатский, у меня установились добрые взаимоотношения с его главой, Сергеем Геннадьевичем Бондаренко. К моей радости, он живо откликнулся на идею строительства храма и сам высказал желание в организационном смысле поучаствовать в этом благом деле.
Сначала мы искали проект храма. Через некоторое время я вновь был приятно удивлен: Сергей Геннадьевич прислал мне собственноручно начерченный проект.
Я, видя такое участие, пообещал, что если со стороны предпринимателей поселка тоже будет движение, то епархия готова обеспечить будущий храм внутренним убранством, воздвигнуть крест.
Спустя год была построена небольшая деревянная церковка, собрана вся необходимая утварь, установлен крест. Накануне праздника преподобного Сергия, если Бог даст, будем совершать великое освящение.
- На вечной мерзлоте деревянные храмы строить удобнее и дешевле?
— Каменные здания строить сложнее — деревянная церковь с начала до конца исполнена местными жителями. Но принципиально в вечной мерзлоте можно строить и каменные, и деревянные храмы, главное, что они должны строиться на сваях — деревянных или бетонных, от четырех метрах и глубже. Мерзлота имеет способность выталкивать материалы, поэтому ленточные фундаменты для арктических районов невозможны.
Сваи — это дополнительный материал и дополнительная работа, что удорожает любой строительный проект в несколько раз.
Вообще, в арктической зоне построить храм — только полдела. Нужно рассчитывать, как потом его содержать. Начиная строительство, мы всегда смотрим: сможет ли он дальше существовать? Не придется ли его закрыть на замок, если прихожане будут не в состоянии оплатить его содержание?
- Почему храм посвящен именно памяти преподобного Сергия Радонежского? Что значит его имя для местных жителей?
— Сначала посмотрим: кто такие местные жители? Поселок городского типа Депутатский был основан на месте и добычи олова в конце 1950-х годов. В 1990-е он пришел в упадок. Арктическая зона: низкие температура, страшная удаленность от столицы, даже Якутска, исключительная труднодоступность… А жители — внимательные и богобоязненные.
Сегодня поселок находится в полуразрушенном состоянии и представляет собой печальное зрелище. Таким я в прошлом году его увидел и всем сердцем захотел хоть как-то помочь. Когда стал вопрос, как называть этот храм, то мы решили накануне юбилейного года памяти Сергия Радонежского и посвятить его памяти преподобного Сергия. Глава поселка, Сергей Бондаренко, сначала обеспокоился: вдруг скажут, что церковь назвали в честь его имени. Я ответил, что мы называем храмы не в честь меценатов, а в честь святых, так что смущаться не стоит. К тому же, священник, окормляющий приход, иерей Александр Воронов, донес наше пожелание до членов общины, и они его с радостью приняли. Ведь имя святого Сергия — пожалуй, из всех русских святых самое близкое и известное в народе.
- Насколько вообще востребован храм в таких поселках, как Депутатский? Количество прихожан прирастает?
— Мы не гонимся за количеством. В духовной жизни должна быть постепенность: в молодой, возрождающейся епархии не может внезапно, вдруг случится взрыв духовности. Возможно, такое чудо Божие когда-нибудь и произойдет, но пока все идет естественным путем. Таким образом, уже то, что община родилась в 2000 году, а лишь спустя четырнадцать лет у нее появился храм, говорит о нормальном развитии прихода.
К тому же, нельзя забывать, что это не средняя полоса России, а крайний Север со всеми сложностями, в том числе социальными. Только за четырнадцать лет созрело новое поколение руководителей, понявших необходимость и значение храма.
Община еще не может себе позволить даже постоянного присутствия священника, отец Александр там бывает только наездами. Приход еще просто не воспитал себе пастыря — это вопрос длительного времени. Какого — говорить сложно. Когда приход сможет родить кандидатов в священники, когда эти кандидаты пройдут обучение в нашей семинарии…
- Строительство храмов часто сопровождается удивительными и даже чудесными событиями. Есть ли что-то подобное в истории храма преподобного Сергия Радонежского?
— Когда мы на освящении встретимся со строителями и прихожанами, мы, наверное, услышим интересные истории о рождении этого храма, но уже сейчас могу сказать, что его появление в столь отдаленном месте — это чудо, достойное восхваления! В епархии существуют семьдесят четыре общины, и далеко не все из них имеют свои храмы (девятнадцать сейчас строятся). Конкретно в арктических и приарктических районах храмов мало — в поселках Сыскылах, Оленек, Тикси, Русском Устье, сейчас строится храм в Чокурдахе. И все! Скорое строительство храма в поселке Депутатский — явное проявление благоволения Божия и заступничества преподобного Сергия.