МОСКВА, 13 июл — РИА Новости. Оппозиционерка, правозащитница, публицист, женщина с хриплым голосом и в очках с толстыми линзами — Валерия Новодворская — скончалась в субботу в Москве после осложнения хронического заболевания. О ее роли в российской политике ведутся споры, но и единомышленники, и не разделяющие взглядов Новодворской признают ее яркой личностью.
Новодворская скончалась в субботу в Москве на 65-м году жизни, сообщили в мэрии Москвы. По имеющейся информации, она страдала различными хроническими заболеваниями и скончалась от осложнения одного из них в реанимации городской клинической больницы №13. О дате и месте похорон пока ничего не известно.
Прадед Новодворской был революционером, видимо, от него она унаследовала бунтарский характер, привычку идти напролом и не сдаваться в любой ситуации. Она никогда не лезла за словом в карман и не стеснялась критиковать как представителей высших эшелонов власти, так и соратников.
Первые оппозиционные шаги она сделала в 19 лет, хотя признавалась, что возненавидела советскую власть "еще до того, как узнала, что она есть, — с первых же классов школы". Во время учебы в институте иностранных языков имени Мориса Тореза Новодворская организовала подпольную студенческую группу, в которой обсуждалась необходимость свержения коммунистического режима путем вооруженного восстания.
В 1977-1978 годах она пыталась создать подпольную политическую партию для борьбы с КПСС. В 1978 году вошла в число учредителей "Свободного межпрофессионального объединения трудящихся" (СМОТ), которое отстаивало права трудящихся, ущемляемые советской системой.
В мае 1988 года участвовала в создании правой партии "Демократический союз", которая стала первой открыто провозгласившей себя оппозиционной политической партией в СССР, куда вошли советские диссиденты и правозащитники.
За всю свою жизнь Новодворская неоднократно подвергалась преследованиям властей: помещалась в психиатрические больницы, систематически вызывалась на допросы по делам членов СМОТ, в ее квартире проводились обыски. В 1978, 1985, 1986-м годах Новодворскую судили за диссидентскую деятельность.
Пик активности Новодворской пришелся на 1990-е годы. Она обвинялась в публичном оскорблении чести и достоинства президента СССР и в оскорблении государственного флага.
В мае 1991 года против нее было возбуждено уголовное дело за призывы к насильственному свержению государственного или общественного строя. В августе ее освободили "в связи с изменением обстановки в стране".
В середине 1990-х годов она вновь неоднократно привлекалась к ответственности за публикации и выступления, в том числе расцененные как умышленные действия, направленные на разжигание национальной розни.
В декабре 1995 года Новодворская пошла на выборы. В Государственной думе РФ она вошла в избирательный список "Партии экономической свободы" (ПЭС). Кроме этого, она зарегистрировалась в одномандатном округе N192 города Москвы. Однако выборы Новодворская проиграла.
Политик Владимир Рыжков называет главными качествами Новодворской принципиальность и бесстрашие.
"Она могла и чаще всего шла против течения, шла против мнения большинства. Часто ее взгляды казались радикальными, утопическими, неосуществимыми, но она всегда была последовательна", — сказал он.
По его словам, она была женщиной огромного мужества, которая в свое время шла против советской власти, а в последние годы — против нынешней власти.
Лидер оппозиционной партии "Гражданская платформа" Ирина Прохорова считает, что Валерия Ильинична стояла у истоков демократии, до конца жизни отстаивала политические и гражданские свободы.
Новодворская была автором многих публицистических статей на внутрироссийские и международные темы, нередко писала обращения к первым лицам государств. Например, в марте 2010 года подписала обращение российской оппозиции "Путин должен уйти", а в марте 2014 года записала видеообращение, адресованное лидеру "Правого сектора" Дмитрию Ярошу, в котором поддержала использование оружия против сил правопорядка во время киевского переворота.
Одни ее умозаключения и высказывания носили скандальный и провокационный характер, другие вызывали смех и давали повод называть ее "городской сумасшедшей". В интернете ее фразы разобрали на цитаты: "Секс — это занятие не слишком увлекательное. Это скучно: я читала!"; "Украина — это та Русь, которая осталась дома"; "Вы все дураки и не лечитесь! Я одна умная, в белом пальто стою красивая".
"Например, меня совершенно не волнует, сколько ракет выпустит демократическая Америка по недемократическому Ираку. По мне, чем больше, тем лучше. Так же, как меня совершенно не ужасает неприятность, приключившаяся с Хиросимой и Нагасаки. Зато смотрите, какая из Японии получилась конфетка. Просто "сникерс", — говорила Новодворская.
Героиня пародий, интернет-активист и полиглот
Специфический, будто простуженный, голос, очки с толстыми линзами, эпатажность в заявлениях Новодворской — все это было благодатной почвой для пародистов, особенно в пик популярности оппозиционерки. В памяти многих она так и осталась героиней юмористических шоу, а вовсе не по-настоящему заметным политиком.
Прохорова на своей странице в Facebook написала о Новодворской, что "герои часто кажутся странными и смешными, особенно тем, кто не способен на подвиг".
"Давно замечено, что подлинные мужество и принципиальность редко сочетаются с торжественно-монументальным обликом. Так выглядят, как правило, циники или герои пропагандистских фильмов. Кому-то Валерия Ильинична казалась эксцентричной, возможно, она и была таковой. Но не будем забывать, что бесстрашие не достается даром, оно отвоевывается у конформистского мира ценой огромных душевных затрат и постоянного самопожертвования", — считает Прохорова.
Депутат Госдумы от правящей партии "Единая Россия", активист Общероссийского народного фронта Михаил Старшинов согласен, что Новодворская была фигурой яркой, заметной, знаковым человеком 90-х годов. "Это один из символов той эпохи. Это человек, который оставил след в современной российской истории", — отметил он.
Однако, по мнению Старшинова, идеи, которые отстаивала Новодворская и ее соратники, далеки от политических реалий сегодняшнего дня, а ее взгляды разделяло абсолютное меньшинство российского общества.
В последнее время Новодворская практически устранилась от политики, но забывать о себе не позволяла. Занялась публицистикой и публичными выступлениями, в которых критиковала политику российских властей, читала лекции по истории, художественной идеологии и истории религии в вечернем частном лицее.
Она была колумнистом журнала The New Times, вела страницы во многих популярных социальных сетях и всегда была в тренде. Ее последние записи в "Живом журнале" от начала июля — об Украине и Порошенко.
По словам сопредседателя партии РПР-ПАРНАС Бориса Немцова, Новодворская была глубоко интеллигентной и энциклопедически образованной, детально знала русскую, английскую, французскую литературу. Она свободно владела французским и английским языками, читала на немецком, итальянском, древнегреческом языках и латыни, работала переводчицей. Увлекалась туризмом, плаванием, театром, литературой. Написала книги "Над пропастью во лжи", "Мой Карфаген обязан быть разрушен", "По ту сторону отчаяния", "Прощание славянки", "Поэты и цари".
"Она абсолютно несгибаемый человек. Ее ломали, ее в тюрьмы бросали, ее признавали психически больной, но никому не удавалось ее сломать — ни одному человеку никогда. Она была бескомпромиссной. Она, несмотря на тяжелую жизнь, сохранила какую-то веру в людей, наивность и доверчивость. Она всегда удивлялась пошлости и предательству. Таких нет больше", — сказал Немцов.