Максим Шалыгин, обозреватель МИА "Россия Сегодня"
Последние несколько дней военные сводки из Донецкой Народной Республики сменились скандальными обвинениями. В центре конфликта — лидер движения "Суть времени" Сергей Кургинян, министр обороны ДНР Игорь Стрелков, министр госбезопасности ДНР Александр Ходаковский и начальник мобилизационного управления минобороны ДНР ("народный губернатор") Павел Губарев. Прозвучали обвинения в сдаче Славянска, трусости, едва ли не в предательстве, выполнении заказа некоторых олигархов. Из невысказанного — Славянск пришлось сдать, чтобы сохранить ополчение и предотвратить госпереворот в ДНР.
Вся эта ситуация продемонстрировало главное: в руководстве ДНР, по всей видимости, нет на данный момент чёткой координации в государственном управлении. И в этом нельзя винить тех, кто сегодня возглавляет республику.
Госстроительство в боевых условиях
Иными словами, возглавившие ДНР люди оказались без денег, с разрушенными системами управления на местах, и при этом были сосредоточены на решении главной задачи — держать оборону, формировать ополчение, добывать в боях себе оружие. Защищать своё право на жизнь. Защищать жизнь своих родных и близких. Помогать старикам, женщинам и детям покинуть место ведения боевых действий.
Были сформированы основные органы государственной власти — парламент и правительство. Совместно с братской Луганской Народной Республикой был создан конфедеративный Союз народных республик.
Но если мы внимательно посмотрим на персональный состав этих органов власти, то легко заметить: нет ни одного профессионального управленца, человека, имеющего опыт руководящей работы в исполнительных органах власти. И это, кстати, является ещё одним подтверждением того, что республики по-настоящему народные — по сути, а не только по названию.
Трудности управления
Пока министр обороны ДНР Игорь Стрелков держал оборону Славянска (и это было на тот момент наиважнейшей задачей), а председатель правительства и спикер парламента решали главные политические вопросы за пределами Республики, в самом Донецке "просела" управленческая работа. Просто напомним, что Славянск находится примерно в 110 км от Донецка.
И это произошло не потому, что кто-то недоработал или же некомпетентен. Это издержки построения любого народного государства. Очень непростая работа и в обычное время. А здесь же — киевские руководители обрушили на жителей ДНР весь военный арсенал, включая обстрел из установок "Град" и химическое оружие. Люди защищали свои дома и строили государство.
Но в результате сложившейся ситуации некоторые руководители городов и посёлков начали проявлять самостоятельную политическую активность. К примеру, мэр Донецка Александр Лукьянченко. По словам председателя правительства ДНР, этот градоначальник периодически предлагал себя в качестве переговорщика с Киевом. Как сказал Александр Бородай, "мы знаем его как хорошего хозяйственника… Если он не хочет быть просто мэром — то ему придётся уйти, он будет заменён на другого человека". Но это не значит, что его расстреляют или арестуют — он сможет оставаться в Донецке, либо покинуть город в любом направлении, добавил премьер ДНР.
Примерно то же можно сказать и в отношении полевых командиров. Конфликт между министром обороны (главкомом) ДНР Игорем Стрелковым и министром госбезопасности (отряд "Восток") ДНР Александром Ходаковским не является очень большим секретом. Разные люди. Разные биографии. Разные ведомства. Боевой военный разведчик и командир отряда "Альфа" областного управления госбезопасности.
Но это ослабляет общую систему координации боевых подразделений и порождает ненужные спекуляции о противостоянии в силовом блоке ДНР. Тем более что, со слов министра обороны Игоря Стрелкова, в самое ближайшее время начнёт действовать Совет командиров ДНР. "И в ближайшее время мы получим организованную согласованную работу всех силовых подразделений ДНР" — заявил главком.
Донецкие москвичи
Сфера деятельности нового первого вице-премьера ДНР определена как координация работы структур госбезопасности, судопроизводства, органов МВД, юстиции и таможни. По словам Владимира Анюфеева, своей главной задачей он видит необходимость "опираясь на местные кадры, воссоздать деятельность правоохранительных структур".
Владимир Антюфеев — юрист-правовед, выпускник Высшей школы милиции МВД СССР в Минске. Далее — руководитель рижского уголовного розыска. Орден "За личное мужество" получил за ликвидацию бандформирования, которое действовало на территории сразу трёх республик — Латвии, Белоруссии и Украины. Причём лично участвовал в задержании бандитов. Затем был переведён в структуру МВД СССР.
Здесь уместно вспомнить, что в августе 1991 года Латвия стала единственной республикой, на территории которой власть ГКЧП была установлена молниеносно и бескровно.
В 1992 году Владимир Антюфеев прибыл в Приднестровье, где создал службу безопасности республики, которой и руководил вплоть до 2012 года.
По словам экс-начальника Управления президента России по межрегиональным и культурным связям, действительного государственного советника России 1 класса Модеста Колерова, "В.Ю. Антюфеев — это человек, "с нуля" создавший министерство государственной безопасности Приднестровской Молдавской Республики. Причём, на территории, географические условия которой делают решение этой задачи почти невозможным".
Как считает Модест Колеров, "В.Ю. Антюфеев — достаточно опытный человек, чтобы начинать свою работу с межклановых конфликтов. Его назначение в правительство ДНР для профессионалов очень красноречиво: оно ярко демонстрирует две вещи — тот факт, что борьба продолжается и становится более ответственной, и то, что этот, важнейший аспект государственного строительства — комплексная не только безопасность, до сих пор не был в центре внимания ДНР".
При этом, оценивая общую ситуацию, Модест Колеров делает достаточно мрачный прогноз: "Мы теряем Приднестровье и надеемся на выживание ДНР. В такой ситуации В.Ю. Антюфеев, уже имеющий опыт личной и политической утраты ПМР, более всего может почувствовать, что именно может произойти "после будущего". Будем надеяться, что интересы русского дела в будущем будут знать не только поражения".
Не стоит забывать, что — как генерал-лейтенант — Владимир Антюфеев может в некоторых случаях быть арбитром в спорах между полевыми командирами и в особо острых обсуждениях среди офицеров. Просто как старший по званию. Кроме того, ему должно хватить профессионального такта не вмешиваться в чужую работу. Просто потому, что и своих задач предостаточно.
Владимир Антюфеев станет третьим — после Александра Бородая и Игоря Стрелкова — "руководящим москвичом" в Донецке. И, по мнению премьера ДНР, в этом нет ничего удивительного. Прежде всего, потому что все приехали на Донбасс как русские добровольцы. Ровно так же, как приезжают в Донецк и Луганск многие и многие другие добровольцы из России. Потому что народ и Донецка, и Луганска видит своё будущее вместе с Россией. Потому что в рядах ополченцев нем места личному обогащению, и об этом просто нелепо говорить.
Украинские европейцы, украинские американцы
Было бы несправедливо забыть о киевском опыте привлечения иностранных специалистов к государственному управлению. Можно кратко вспомнить события и персоналии только этого года.
Официальный представитель Госдепартамента США Виктория Нуланд утверждала состав украинского правительства в телефонном разговоре.
Первый замгоссекретаря США Уильям Бернс привез в Киев целую группу экспертов "для консультаций", которые остались на Украине и после отъезда дипломата.
Вице-президент США проводил встречу с киевскими руководителями, сидя в кресле главы украинского государства.
Корпорациям Shell и Chevron официальный Киев отдал на 50 лет в полную аренду территорию Львовской, Ивано-Франковской, Харьковской и Донецкой областей, причём вместе с проживающими на этих территориях людьми.
Распоряжением премьер-министра Арсения Яценюка в каждом министерстве введены должности заместителя министра по вопросам европейской интеграции, которые заняли специалисты из Европейского Союза.
Наёмники из США и стран ЕС координируют работу украинских военных, и сами участвуют в отдельных операциях против ополченцев.
***
Сегодня Донецк сосредотачивается. Как сказал Александр Бородай, "Военное положение усиливается. Гражданская жизнь, которую мы пытались сохранить — в городе Донецке и его окрестностях, в других городах, которые так или иначе находятся на территории контролируемой Донецкой Народной Республикой — будет переходить всё более и более на военные рельсы".
Донецк сосредотачивается…