Якуб Корэйба
Развитие украинского кризиса наглядно свидетельствует о той активной роли, которую в его разжигании играют внешние силы. Из всех государств и организаций, причастных к нагнетанию напряженности в стране и в ее отношениях с зарубежными партнерами, одним из самых активных акторов является Польша.
Для того чтобы подчинить себе Украину, Польша широко использует богатый арсенал явных и тайных средств воздействия. Часть из них продемонстрировала свою эффективность во время февральского путча, и продолжает оказывать влияние на ход гражданской войны в стране. Впрочем, активные мероприятия Варшавы — лишь логическая кульминация политики, проводимой Варшавой в отношении Украины задолго до свержения В. Януковича.
Для понимания происходящего на Украине назову методы и инструменты политики Польши – как явные, так и скрытые – которые польские власти используют для управления ситуацией в украинском государстве. Среди открытых и официальных методов воздействия на ситуацию фигурируют следующие.
— Расширение прямого влияния государственных органов с помощью сети консульских учреждений. Несмотря на существенные финансовые ограничения деятельности польского МИДа и связанное с этим закрытие ряда посольств и консульств в мире, сеть дипломатических учреждений на Украине растет ускоренными темпами. Число польских консульств на территории Украины достигло беспрецедентных размеров, и прямо противоречит закрепленному в международном праве принципу взаимности и пропорциональности. Украина имеет в Польше три консульства, Польша на Украине – восемь, причем Варшава обратилась с просьбой открыть еще три. Их количество и сверхнормативное укомплектование личным составом свидетельствует о том, что они создаются не только для выполнения классических консульских функции — вроде выдачи виз или развития культурного обмена между странами;
— Воздействие на Украину посредством использования международных структур и организаций. Данный подход особенно ярко прослеживается в ЕС, где Польша готова была пожертвовать отведенными ей национальными квотами: уменьшить количество выдвинутых кандидатур на должности послов, лишь бы получить для себя контроль над постпредством ЕС в Киеве. После непростых переговоров с партнерами в Брюсселе, которые вполне отдают себе отчет в том, какого характера политику проводит от имени всего ЕС представитель Польши, в сентябре 2012 года Варшава получила согласие на назначение в Киев Яна Томбинского. И как только г-н Томбинский обосновался в новой роли, постпредство ЕС превратилось в штаб-квартиру поддержки экстремистов, которая привела к свержению конституционных властей и фактическому началу гражданской войны в стране:
— Обучение украинских чиновников и работников администрации в польских ведомствах. Главным агентом с польской стороны выступает «Национальная школа государственной администрации», созданная с помощью французских советников по образцу парижской «Национальной школы администрации». Ее предыдущим директором был Яцек Чапутович, в прошлом боевик радикального крыла «Солидарности» и директор аналитического департамента МИДа. Нынешний руководитель — Ян Паства, бывший посол в Праге и член экстремистской военизированной организации ЗХР, одна из составных программ которой — возвращение Польше территории Западной Украины и Западной Беларуси. Оба – жесткие сторонники стратегии сдерживания России в Европе.
— Формирование благоприятного для Польши и ее политики общественного мнения. Достигается воспитанием и предоставлением образования молодым украинцам в духе одобрения польской концепции устройства международного порядка в регионе и внутреннего устройства самой Украины. Целеустремленное, рассчитанное на многолетнюю стратегическую перспективу промывание мозгов проводится, прежде всего, на базе польских университетов и исследовательских центров, куда молодых украинцев заманивают стипендиями и долгосрочными учебными визами. Основными центрами обучения украинских — и в целом студентов из стран бывшего СССР — кадров являются Центр восточных исследований при Варшавском университете и Институт Центральной и Восточной Европы в Люблине. Директор первого — Ян Малицкий, загадочный персонаж, не имеющий научного звания и репутации в научно-экспертной среде, зато хорошо известный в узких кругах спецслужб. Преподавательский состав плотно укомплектован действующими и отставными офицерами специальных служб, включая ранее начальника Службы внешней разведки и директора Дипломатической академии Анджея Ананича (также служил послом в Турции и в Пакистане). В свою очередь, люблинский институт, находящийся на передовой линии борьбы за влияние на Украине, напрямую финансируется МИДом Польши, а состав его научного совета назначается лично министром Радославом Сикорским. Один из его членов — известный своими связями с тайной сектой Opus Dei, пропагандирующей, в частности обращение России в католицизм, бывший советник Л.Качиньского по внешней политике Марек Цихоцкий.
Активность Польши на Украине не ограничивается деятельностью официальных государственных и негосударственных учреждении. С большой долей вероятности можно утверждать: основная работа с представителями украинской политической элиты и гражданского общества ведется как раз с использованием закулисных методов и тайных инструментов. Объясняется все просто: открытая деятельность должна оставаться в рамках права, не нарушать суверенитет Украины, и, с точки зрения реализации польских целей, зачастую оказывается неэффективной. Скрытую деятельность проводят:
— Так называемые «независимые» консультанты, делегированные на Украину с целью передачи опыта государств Восточной Европы и управления процессом реформирования отдельных секторов национального хозяйства. Польские консультанты в избытке встречаются не только на уровне киевских властей, но также и на уровне областных и районных администраций, где их влияние носит даже более ощутимый характер. Консультанты располагают существенными официальными и тайными финансовыми средствами, и фактически играют роль не только контролеров, но также и инициаторов принимаемых от имени украинского государства решений;
— Фонды, такие как Фонд Стефана Батория и Коллегия Восточной Европы во Вроцлаве. Издаваемый Коллегией двухмесячник «Новая Восточная Европа» — площадка антироссийской пропаганды и распространения идеологии мягкого перехода стран «Восточного партнерства» в сферу влияния Польши и ее покровителей из США и ЕС. Большинство действующих в странах постсоветского пространства фондов декларирует независимый характер деятельности и объективные критерии подбора участников проектов и получателей грантов. Поскольку большая часть средств, а иногда и все финансирование является государственным, эти организации служат неформальными агентами реализации государственных интересов — в тех случаях, когда деятельность госорганов невозможна или неуместна.
— Классическая разведывательная деятельность по сбору информации о событиях в стране и подготовке «активных мероприятий», вплоть до вооруженного свержения конституционной власти. Ход переворота в Киеве и быстрое назначение выгодных Варшаве новых властей наглядно продемонстрировали глубину инфильтрации украинской политической элиты западными, в том числе, польскими спецслужбами. Начатый во время президентства Виктора Ющенко процесс внедрения в силовые ведомства Украины западных агентов привел к фактическому их переходу под контроль внешних сил.
Распределение обязанностей установилось такое: США и некоторые заинтересованные в удержании влияния на Украине страны Западной Европы в основном предоставляют денежные средства и специализированную технику. А практическую реализацию их планов в «поле» взяли на себя страны Центральной Европы, прежде всего, Польша, Литва и Румыния;
— Наименее публичный аспект реализации проекта превращения Украины в польского вассала – подготовка военизированных активистов и профессиональных боевиков представителями польских спецслужб. События зимы-весны 2014 года на киевском «майдане» и вокруг него продемонстрировали высокую степень профессионализма провокаторов, разыгравших пьесу про «спонтанно восставший народ» и боевиков, хорошо подготовленных для ведения действий в городских условиях. По всей видимости, местом подготовки и обучения боевиков была и остается база Агентства внутренней безопасности (контрразведки) в окрестностях аэропорта Шиманы недалеко города Щитно в северной Польше. Та же самая, которая использовалась в качестве сначала тайной, а потом скандально известной тюрьмы ЦРУ.
Все эти структуры и мероприятия – лишь часть богатого явного и тайного инструментария воздействия Польши на Украину. Создание и использование инфраструктуры влияния ведет не только к нарушениям национального и международного права и к осложнению отношений Польши с соседями, но также и многочисленным человеческим жертвам. Однако, в силу того, что ход государственного переворота и гражданской войны в принципе продемонстрировали эффективность данных мер, в ближайшее время следует ожидать их кадрового и финансового усиления.