Александр Чаленко, публицист, эксперт МИА "Россия сегодня"
"Народный фронт Новороссии" Олега Царева собрал в своем московском офисе на Ильинке общественных деятелей, политологов, журналистов и историков на круглый стол. Разговор шел, во-первых, о том, какой должна быть символика Новороссии (прежде всего гимн и флаг), а во-вторых — об учебнике истории, по которому предстоит воспитывать новое поколение новой страны.
Дискуссия получилась интересной, особенно любопытным оказался спонтанно возникший спор о месте так называемых традиционных ценностей в Новороссии. Его невольно спровоцировала одна московская "евразийская писательница" (так она представилась).
Так вот, она заявила, что в готовящейся Конституции Новороссии якобы будет статья о… запрете абортов. Мол, Новая Россия будет отстаивать таким образом "традиционные ценности".
Я поспрашивал о такой статье у отцов-основателей Народного фронта: есть она в Конституции или нет? Мои собеседники только пожимали плечами: мол, в первый раз слышим. Лично я надеюсь, что информация о подобной совершенно бредовой статье — фейк.
На это писательница заявила примерно следующее: мол, да что вы, какие там права личности! Личность — это нечто Малое. Надо отстаивать Большое, а от него идти к Малому. Если я правильно понял, то Большое — это, видимо, и есть так называемые традиционные ценности. Писательница даже сказала, что если мы начнем признавать все права человека, то в конце концов придем к оправданию гей-парадов. Лично я был в шоке от подобной логики. Как тут не вспомнить знаменитое "сегодня ты играешь джаз, а завтра Родину продашь".
Недавно на своей страничке в Фейсбуке московский публицист Дмитрий Ольшанский, иронизируя над разного рода российскими патриотическими теоретиками, определил задачу "собирания русских земель" в одно государство просто: это делается для того, чтобы русские в Русском государстве чувствовали себя КОМФОРТНО. Вот и вся задача. Все четко и доходчиво.
Я процитировал слова Ольшанского в беседе с евразийской литераторшей, добавив лично от себя, что задачи у русских совершенно другие, нежели борьба с абортами и гей-парадами. Государство же Новороссия не должно вмешиваться ни в религиозную, ни в половую жизнь своих граждан.
Правда, доспорить мы не успели, а то меня подмывало спросить: не нужна ли в будущей Конституции Новороссии статья о запрете добрачного секса? Может, законодательно вменить всем девушкам Новороссии выходить замуж только девственницами? Добрачная девственность — это же, наверное, напрямую относится к "традиционным ценностям" русского человека, по мнению евразийских писательниц.
Если представить, что мы будем внедрять подобные "традиционные ценности" в жизнь, то таким образом просто превратим Новороссию в какой-то православный Иран. Из такой страны, пожалуй, разбежится вся молодежь, вся интеллигенция, все женщины…. Я даже не знаю, кто там, в Новороссии, жить останется.
Не могу не вспомнить один характерный случай, который произошел со мной в Москве в начале марта. Я пришел на митинг солидарности с юго-востоком Украины, который устроили патриотические организации на Пушкинской площади.
Увидел там стоящего позади сцены небезызвестного Германа Стерлигова, который демонстративно оделся эдаким крестьянином, хлеборобом. Запомнился его ватник и нарочито грязные, с прилипшими кусками земли, сапоги (мол, смотрите, городские интеллигентишки, я, в отличие от вас, обувь не чищу, потому что не стыжусь матери — сырой земли).
Я подошел к нему, представился политэмигрантом из Украины. Говорю: "Господин Стерлигов, было бы здорово, если бы русские патриотические организации организовали помощь беженцам с Украины, потому что многие тут находятся без денег, без жилья, без работы". На это Стерлигов мне ответил, что он и его соратники и так помогают. Но только православным.
Я поначалу обрадовался: "Так и я православный". Стерлигов посмотрел на меня иронично и, улыбнувшись, проронил: "Да какой ты православный, ты на себя посмотри — ты же щеки бреешь".
Я сначала не понял, что он имеет в виду, а потом, оценив длинную, "поповскую" бороду собеседника, вспомнил о Стоглавом соборе, состоявшемся в XVI веке при Иване Грозном, который постановил, что православные мужчины не должны брить бороды. Не скрою, опешил.
Ну, что тут можно сказать… Только одно: Стерлигов — чудак. Даже не сомневаюсь, что у большинства жителей России многие его чудачества вызвали бы смех.
В общем-то, в этой "православной прихоти" не будет ничего страшного, если лично сам Стерлигов и его единомышленники готовы добровольно жить по установлениям средневековой Московской Руси, но не навязывая их другим, не указывая, как должен выглядеть православный человек.
Другое дело, если бы это чудачество вменялось в обязанность всем мужчинам России статьей в Конституции. Тогда это перешло бы все возможные рамки здравого смысла. Мы все же живем в XXI веке, а не в XVI. Времена стоглавых соборов и домостроев давно прошли.
Вот так и с абортами. Если "евразийская писательница" готова вместе со своими единомышленницами от них отказаться — это их право. Пусть плодятся и размножаются. Но если они хотят навязать это стране — в данном случае Новороссии — это уж попросту средневековая дикость.
Не надо ставить вопрос ребром: или — или. Давайте сочетать в своей жизни то лучшее, что есть и в традиции, и в современности.
Да, у русских — в широком смысле этого слова — есть общие взгляды на жизнь. Одним словом это можно назвать, например, здравомыслием. Безусловно, это здравомыслие отличается от взглядов некоторых ультрасовременных европейцев, и не только.
Только вот ультратрадиционализмом заигрываться не стоит.