ПАРИЖ, 4 июл — РИА Новости, Виктория Иванова. Российские политолог Алексей Кочетков и психолог Станислав Бышок представили в Париже книгу об истории радикального национализма на Украине под названием Neonazis & Euromaidan: From Democracy to Dictatorship ("Неонацизм и Евромайдан: от демократии к диктатуре").
На 400 страницах книги изложена история развития националистических партий Украины, особое внимание уделяется "Свободе" и объединению "Правый сектор".
Украинское объединение радикальных националистических организаций "Правый сектор" связано с националистической партией "Свобода", которая после госпереворота на Украине входит в правящую коалицию. В январе и феврале боевики движения участвовали в столкновениях с милицией и захвате административных зданий. Сейчас радикалы участвуют в подавлении протестов на востоке страны. Москва неоднократно призывала Киев разоружить незаконные вооруженные формирования, в том числе боевиков "Правого сектора".
Позднее в соавторстве с Кочетковым Бышок занялся подготовкой новой книги. Они проанализировали не только архивные и историографические материалы, позволяющие отследить становление неонацизма на Украине, но и подвергли тщательному изучению обширный спектр публикаций, связанных с ситуацией на Украине, в российских, украинских и западных СМИ.
Презентация книги прошла в Париже в четверг, после завершения рабочего дня. Узнать новое о событиях на Украине пришли помимо французов, которых было явное меньшинство, выходцы из России и Украины. Труд Кочеткова и Бышка вызвал оживленную дискуссию. Как точно подметил один из участников обсуждения, "даже тут, в Париже, на презентации книги, мы ведем себя так, как ведут себя две наших страны — не можем услышать и понять друг друга".
Пиррова победа, или Кто виноват
Одной из предпосылок украинского кризиса и, в частности, событий на Майдане, Бышок видит разницу в образовательных программах в России и на Украине.
"Если в России с детства говорят о едином происхождении русских, белорусов и украинцев, то в украинских учебниках истории с первой страницы говорится совершенно другое", — отмечает автор книги. По словам Бышка, украинских детей с детства учат тому, что национальное противостояние великоросов и украинцев началось еще с 12 века.
"Мы должны понимать, что события на Украине начались не с неподписания соглашения об ассоциации с Евросоюзом. Это началось, к сожалению, с момента объявления независимости Украины", — полагает Бышок.
Однако авторы в своей книге пишут, что искать персонально виноватых в ситуации на Украине является занятием неблагодарным. По их мнению, следует искать глубинные причины настроений в украинском обществе.
"Украинский радикальный национализм, ставший ударной силой украинской революции 2013-2014 года, стал одновременно и главной причиной ее неудачи. Победа оказалась пирровой. А национализм, декларируемой целью которого является сплочение нации, на Украине по факту действует прямо противоположным образом, становясь камнем раздора", — пишут Кочетков и Бышок.
"Я думаю, что, конечно, реальную картину о влиянии нацистов на украинское общество покажут выборы в Верховную раду и местные муниципальные органы", — сказал Алексей Кочетков. Он отметил, что о том, насколько глубоко идеи национализма проникли в общество, можно следить хотя бы по дискуссиям в социальных сетях.
Политолог добавил, что цивилизованные люди вряд ли могли бы позволить себе выражать ничем не прикрытую радость в связи с гибелью людей в Доме профсоюзов в Одессе и в результате обстрелов Донецкой и Луганской областей.
"И мы считаем, что когда людям, у которых есть отличное от принятого в Киеве или еще где-то мнение, отказывают в праве на жизнь — это и есть настоящий нацизм", — подчеркнул эксперт.
Путь к расколу?
Авторы книги рассказали, что в начале работы над ней не раз сталкивались с обвинениями в ангажированности. Их прогнозы, что неонацизм может привести страну лишь к расколу, воспринимались как пессимистический взгляд на ситуацию и сгущение красок.
"Сейчас говорить о расколе Украины — банально, о нем говорят все. Причем говорят не как о возможном сценарии развития событий в среднесрочной перспективе, а как о фактически происходящем в настоящее время", — пишут авторы книги.