МОСКВА, 3 июл — РИА Новости. Задержание бывшего президента Франции Николя Саркози и последующее предъявление ему официального обвинения, возможно, не будет являться просто громким судебным делом. По сути, оно венчает собой кризис традиционных политических сил страны, грозящий серьезным переделом "сфер влияния".
Потенциальный уход со сцены одного из немногих лидеров консерваторов, сумевшего остаться популярным, помноженный на резкое падение рейтингов Социалистической партии, может изменить политический расклад во Франции, сохранявшийся десятилетиями. Уже на следующих президентских выборах, возможно, не будет традиционного противостояния партий голлистского толка и социалистов. В элиту все настойчивее рвутся националисты, причем конфликт между старыми фаворитами им, естественно, только на руку.
В Париж. По делу. Срочно
Когда во вторник французские СМИ сообщили о задержании Саркози для дачи показаний по делу о предполагаемом превышении полномочий, казалось, что это всего лишь эпизод, но на этот раз не обошлось.
Бывший президент был помещен под стражу в отделении полиции в парижском пригороде Нантер, где располагается ведущий его дело суд, а затем уехал в столицу для беседы с судьей. Также был задержан адвокат Саркози Тьерри Эрцог для допроса по делу о возможной утечке информации из судебных структур. Следствие предполагает, что через Эрцога Саркози пытался получить информацию, защищенную профессиональной тайной (в частности — о прослушке своего мобильного телефона), и таким образом воспрепятствовать ходу расследования о финансировании своей предвыборной кампании. Телефонные переговоры Саркози и Эрцога прослушивались в рамках расследования дела о финансировании Ливией избирательной кампании Саркози на президентских выборах 2007 года.
Разбираясь в деталях президентской кампании 2007 года, французские СМИ также сообщили о поступлении в кассу кампании Саркози 150 тысяч евро от самой богатой женщины Франции, владелицы L'Oreal Лилиан Бетанкур, которая, тем самым избежала наказания за уклонение от налогов.
На этот раз, после 15-часового допроса, следователи предъявили Саркози официальное обвинение в коррупции, даче взятки, использовании служебного положения в личных целях ("торговле влиянием") и сокрытии факта нарушения коммерческой тайны.
Неудавшееся возвращение
Для Саркози история с предъявлением обвинения произошла как нельзя более некстати. По словам экспертов, он намеревался не сегодня-завтра объявить о своем возвращении в политику, о планах вновь возглавить Союз за народное движение (UMP).
Несомненно, Саркози мог бы воспользоваться этой ситуацией. Тем более, что на осень намечен съезд UMP, на котором экс-президент мог бы появиться уже триумфатором. Хотя, возможно, он и не стал бы столько ждать. "Неизвестно, будет ли Саркози ждать до этого времени, чтобы восстановить контроль над партией, или начнет свою кампанию на пост лидера UMP прямо сейчас, в этом месяце", — отметил Камю.
Теперь все карты спутаны еще больше. Сам Саркози, естественно, видит во всем руку своих политических противников. "Я хочу сказать французам, что сегодня имеет место манипуляция правосудием в политических целях", — сказал Саркози в интервью телеканалу TF1 и радиостанции Europe 1.
Их поменяли местами
Так это или нет, но тактика борьбы с оппонентами путем втягивания их в судебные разбирательства в последние годы во Франции не редкость. Когда незадолго до предыдущих выборов разразился скандал вокруг бывшего тогда основным претендентом от социалистов главы МВФ Доминика Стросс-Кана, мало кто сомневался, что за этим стоит именно Саркози, опасавшийся серьезного соперника. Хотя в результате бывшему президенту это не помогло — он проиграл считавшемуся даже в самой Социалистической партии невыразительным и нехаризматичным Франсуа Олланду.
В то же время эксперты указывают, что говорить об окончательном закате политической карьеры Саркози еще рано. Да, обвинения серьезны, но пока это только обвинения. "До того, как Саркози признан виновным, его политическая кампания не остановится", — уверен Жан-Ив Камю.
Бывший президент подтвердил, что не считает себя побежденным. "Для меня не стоит вопрос о том, откажусь ли я от возвращения в политику. По отношению к своей стране у меня есть обязанности, но не права", — заявил Саркози.
По словам руководителя Центра французских исследований Института Европы Юрия Рубинского, Саркози действительно рано списывать со счетов, хотя "нынешние дела могут ему повредить".
"Он рвется в бой, хочет быть кандидатом и участвовать на президентских выборах 2017 года. Нынешний президент Олланд настолько непопулярен, что его переизбрания практически никто не может допустить, и Саркози хочет взять реванш", — уверен эксперт.
Карманный национализм?
Социалисты, естественно, такого развития событий допускать не хотят. Эксперты, конечно, не берутся утверждать, что за предъявлением обвинения Саркози стоит сам президент Олланд, однако его окружение вполне может быть к этому в той или иной мере причастно.
"Возможно, некоторые из левых предпочли бы действовать на следующих президентских выборах не против сильного кандидата от консерваторов, а против слабого претендента от Национального фронта, потому что если Марин Ле Пен выдвинула бы сейчас свою кандидатуру, она, возможно, получила бы много голосов, но недостаточно", — считает Камю.
Беда в том, что гарантировать этого никто не может. Лидер Национального фронта Марин Ле Пен за последние годы доказала, что с ее политическим весом приходится считаться все больше. На выборах президента в 2012 году она заняла третье место, набрав почти 20% голосов. А на прошедших в мае этого года выборах в Европарламент Национальный союз вообще опередил все остальные французские партии, получив в стране более 25%.
Пока этого действительно недостаточно. Но не стоит забывать, что популярность "традиционных" партий все падает, и националисты на этом довольно успешно играют, представляя себя как разумную альтернативу "в тот момент, когда французы ожидают глубокого обновления практик, применяемых властью".
Эксперты признают, что опасность потерять контроль над якобы управляемой ситуацией с националистами есть. "Да, пока это выгодно социалистам, если только ситуация не выйдет полностью из-под контроля и среднестатистический французский избиратель не решит, что нынешняя система абсолютно коррумпированная и прогнившая, и необходимо от нее избавиться", — заключил Камю.