МОСКВА, 2 июл — РИА Новости, Янис Мадни. Запрет на курение в общественных местах, с момента введения которого прошел месяц, отпугнул некоторых клиентов ресторанов и кафе, где нет летней веранды, однако увеличил их посещаемость семьями с детьми. В то же время российские бары пока не почувствовали существенных последствий от ограничения, что во многом связано с проходящим в Бразилии чемпионатом мира по футболу, свидетельствует опрос, проведенный РИА Новости.
В 2013 году в России был принят закон об охране здоровья граждан от воздействия табачного дыма и последствий потребления табака. Он предусматривает поэтапное введение жестких мер. Сначала было запрещено курение на стадионах, в школах, вузах, больницах, магазинах, на детских площадках, а также в лифтах, самолетах и на АЗС, были также запрещены реклама и стимулирование продаж табака.
Штрафы для граждан за курение в ненадлежащем месте составляют от 500 до 1,5 тысячи рублей (от 15 до 45 долларов), а нарушение закона юридическими лицами грозит уплатой до 90 тысяч рублей (2600 долларов).
Кафе и рестораны
"На сегодняшний день потери различных предприятий общепита составляют от 15% до 27% от выручки в связи с запретом на курение. Упал поток клиентов — определенное количество людей, которые раньше приходили, теперь проводят время дома", — заявил президент Федерации рестораторов и отельеров Игорь Бухаров.
Проблема для компаний отрасли достаточно серьезная: основываясь на опыте зарубежных стран, запрет на курение в предприятиях общепита приводит к потере в выручке на 20-30%. "Предприятия банкротились, и особенно страдали традиционные бары, например, в Шотландии, Ирландии, Англии, — куда человек приходил выпить пива", — отметил собеседник агентства.
Неутешительными итогами прошедшего без сигарет месяца поделились и в сети кофеен "Шоколадница", где раньше были отдельные зоны для курения. Несмотря на то, что финансовые итоги еще не подведены, в компании прогнозируют снижение выручки на 10-15%.
"Запрет на курение, думаю, вызовет не менее чем 10%-ное падение выручки в нашей сети. Мы уже видим, что мера привела к снижению потока клиентов", — сообщила директор по развитию сети Наталья Черемисинова. Основная тенденция, пришедшая вместе с введением запрета, — многие клиенты стали брать продукцию на вынос, отметила она.
Например, в сети кофеен "Кофе Хауз" заранее подготовились к вступлению в силу закона. "В первые недели наблюдалось снижение посещаемости, однако с учетом заблаговременной подготовки нововведения по стране, а также наличия в летние месяцы во многих центральных кофейнях летних площадок, на которых разрешено курить, о глобальном падении товарооборота и оттока гостей в "Кофе Хауз" говорить не приходится", — сообщила бренд-менеджер сети Вероника Волошина.
Генеральный директор компании "Арпиком" (управляет стейк-хаусами Goodman и "Филимонов и Янкель", и также пивными ресторанами "Колбасофф") Андрей Рябечков также сообщил, что в заведениях компании негативной динамики и падения продаж в связи с вводом закона не наблюдается. "Наши гости, наоборот, очень положительно реагируют на законодательные изменения. Время пребывания в стейк-хаусах Goodman и "Филимонов и Янкель" увеличилось", — заметил он.
Футбол и пиво без сигарет
Между тем, российские бары пока не почувствовали последствий запрета на курение. Основной причиной этого директор по развитию спортбаров "Торнадо" Мгер Хидирян назвал чемпионат мира по футболу в Бразилии.
"Мы не наблюдали оттока в июне из-за запрета курения. Возможно, это связано с тем, что сейчас проходит чемпионат мира по футболу. Оценивать последствия стоит после завершения мирового первенства", — пояснил он.
Финальный турнир 20-го чемпионата мира по футболу проходит в Бразилии с 12 июня по 13 июля. С момента открытия и по 26 июня российские телеканалы транслировали до трех матчей в день, и многие заведения общепита их показом привлекали клиентов. С 28 июня началась стадия плей-офф, с начала которой периодичность телетрансляций постепенно замедляется.
О том, что еще рано оценивать влияния инициативы, сказали и в пресс-службе сети баров "СПБ". "Пока у нас никаких жалоб нет, все как раньше. Прошло еще мало времени, люди по привычке ходят. Возможно, что-то изменится потом, после чемпионата мира", — заявил представитель компании.
Рябечков из "Арпикома" также заметил, что в июне в пивном сегменте, на примере ресторанов "Колбасофф", падения не наблюдалось. "Да, были ситуации, когда гости покидали заведения, но это настолько единичные случаи, что они не отражаются на общем тренде", — пояснил он.
Изменения к лучшему
Говоря о ситуации в сети кафе "Жан-Жак", Воронина отметила, что запрет на курение принес некий дискомфорт гостям заведения. "Возможно, часть гостей временно предпочла заведения с курящей летней террасой. Но шок проходит, и дополнительного оттока не ожидаем", — говорит она.
Очевидность положительных сторон отказа от курения в общественных заведениях отмечает и Волошина из "Кофе Хауза". Основные плюсы — общее оздоровление нации и расширение аудитории с точки зрения семейных посещений, а также увеличение среднего чека за счет востребованности съестных позиций.
Хидирян сообщил, что в первые два-три дня после запрета на курение в барах "Торнадо" некоторые гости возмущались, но впоследствии привыкли. "Теперь клиенты даже рады, что не приходится сидеть в заполненном табачным дымом помещении", — сказал он.
Бухаров из Федерации рестораторов и отельеров, несмотря на обеспокоенность текущей ситуацией, сохраняет оптимизм, приводя в пример опыт зарубежных коллег, — они говорят, что в течение года курящие люди привыкают к запрету и возвращаются в любимые заведения.
"Некоторые предприятия запретили курить уже год назад: вначале у них были трудности и проблемы, люди уходили, жаловались. Но через год у них все устаканилось", — подытожил эксперт.