Тауэрский мост (Tower Bridge) является символом Великобритании. Он был торжественно открыт 30 июня 1894 года принцем Уэльским, будущим королем Эдуардом VII.
Свое название мост получил благодаря соседству с Лондонским Тауэром.
Решение о строительстве Тауэрского моста было принято в связи с интенсивным развитием восточного района Лондона Ист-Энд во второй половине XIX века, жителям стало неудобно перебираться на другой берег реки по существовавшему Лондонскому мосту.
В 1876 году специально созданный комитет принял решение строить новый мост восточнее Лондонского. На конкурс проектов в течение нескольких лет было представлено более 50 работ. В 1884 году был выбран проект разводного подвесного моста архитектора Хороса Джонса. После смерти Джонса строительство моста возглавил Джон Вольфе-Берри.
Мост состоит из двух башен, связанных на верхнем уровне двумя горизонтальными переходами. Центры подвижных ферм моста и механизмы управления размещены в основании башен.
На создание проекта Джонса вдохновили голландские разводные мосты, перекинутые через каналы. Его проект разводного подвесного моста был с противовесом и не ограничивал движение пешеходов. Для этой цели были устроены галереи между башнями моста на высоте около 42 метров. С помощью лифтов внутри башен люди поднимались в галереи, расположенные на высоте 34 метра над проезжей частью, и могли свободно пересекать мост даже во время пропуска судов.
Длина Тауэрского моста составила 244 метра, длина центрального пролета между башнями достигает 61 метра.
Строительство Тауэрского моста длилось восемь лет. Были задействованы пять крупных подрядчиков, использовался труд 432 рабочих-строителей.
Для того чтобы соорудить каркас башен и проходов, потребовалось 11 тысяч тонн стали. Каркас моста выложен каолинизированным гранитом и портлендским камнем.
Башни моста высотой 65 метров стоят на мощных опорах. Подвижные фермы моста весом около 1,2 тысячи тонн, поднимаясь, образуют угол 86 градуса. Благодаря этому под мостом могут свободно проходить суда грузовместимостью до 10 тысячи тонн.
Сначала мост разводился с помощью восьми гидравлических двигателей, которые также поднимали лифты с пешеходами в галереи.
Подъемные механизмы работали под действием водяного пара, и мост разводился за одну минуту. Графика разводки моста не было, поэтому, как только судно подходило к мосту, по условному сигналу, означающему начало разводки, пешеходы и автомобили покидали мост, вход закрывался шлагбаумами. Через несколько минут судно проходило, раздавался другой сигнал, объявляющий об окончании разводки, и движение возобновлялось.
В 1976 году система разводки моста была заменена на масляную гидравлику с электрическим приводом.
В 1910 году было решено закрыть верхние проходы, по которым пешеходы могли пересекать мост в тот момент, пока его подвижные фермы подняты. Однако публика ими почти не пользовалась: большинство пешеходов предпочитали оставаться внизу, наблюдая за разведенными сводами моста.
С 1982 года верхние галереи и башни используются как Музей Тауэрского моста и смотровая площадка.
Также помещения Тауэрского моста и Северная Башня используются для проведения свадеб, частных и корпоративных мероприятий.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников