ВАШИНГТОН, 25 июн — РИА Новости. США, решившие на фоне событий на Украине ускорить разработку своего космического двигателя взамен закупаемых в России, делают первые шаги по воплощению проекта в жизнь — палата представителей конгресса одобрила выделение на эти работы 220 миллионов долларов.
Эксперты отмечают, что в общей сложности затраты будут в разы выше и игрокам космической отрасли придется бороться за доступ к средствам федерального бюджета.
Компания United Launch Alliance (ULA) — совместное предприятие Boeing и Lockheed Martin, использующее российские двигатели РД-180 для запуска американских военных спутников, сообщила в середине июня о подписании контрактов с несколькими производителями, которые представят свои проекты нового двигателя. Как ожидается, поставщик будет выбран к четвертому кварталу этого года, чтобы к 2019 году можно было совершить первый запуск.
По его мнению, вопрос сейчас стоит так: собираются ли США выделять бюджетные средства на новую разработку, актуальность которой объясняется ухудшением отношений с Россией. "Частные компании будут выполнять работу. Они не будут выделять средства без правительственных гарантий по поводу поставок", — сказал собеседник агентства.
В таких условиях наметилось противостояние исполнительной власти, желающей сэкономить бюджетные средства, и конгресса, лоббирующего интересы отрасли, считает эксперт.
"Это самая ранняя стадия дебатов между Белым домом и конгрессом. Белый дом старается сдерживать затраты, палата представителей хочет выделить 220 миллионов долларов в качестве первого взноса, но это вопрос на миллиард дороже. Это деньги только на первый год, не весь объем инвестиций в новый двигатель. Всего требуется по меньшей мере миллиард долларов", — отметил Логсдон.
Администрация США выступила против немедленного отказа от российских двигателей — ее специалисты опасаются, что разработка аналога займет не пять, а до восьми лет, а стоить будет более 4 миллиардов долларов. Обе палаты конгресса рассматривают альтернативные законопроекты — в сенате ранее одобрили выделение на разработку нового двигателя лишь 100 миллионов долларов. Документы должны быть согласованы, прежде чем принять форму окончательного закона.
"Процесс поиска наиболее эффективных решений по масштабам и финансированию в таком деле, как обычно, беспорядочный. Есть много соперничающих предложений и подходов, и будет еще больше. Это ожидалось. Первоначальное финансирование, вероятно, не будет достаточным, но геополитическая ситуация вселяет уверенность, что новый двигатель разработают", — сказал Грантмэн РИА Новости.
Не вечный двигатель
Эксперты сходятся во мнении, что РД-180 производства российского предприятия "Энергомаш" идеально подходит американцам, но становится жертвой политических разногласий Москвы и Вашингтона. Вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин, курирующий космическую отрасль, заявил в мае, что Россия в ответ на санкции может прекратить поставки ракетных двигателей в США для запусков военных спутников.
Профессор Американского университета, автор ряда книг об американских космических программах Ховард Маккерди также считает, что с технической и экономической точки зрения никаких претензий к российским двигателям у Вашингтона нет.
"Администрация США предпочла бы закупать у России РД-180, но для этого нужно, чтобы правительство РФ вело себя как ответственный член международного экономического сообщества. Вашингтон обеспокоен нестабильностью из-за последних событий на Украине. Отсюда и стремление иметь собственное снабжение", — сказал Маккерди РИА Новости.
По его словам, главные препятствия на пути США к созданию собственного двигателя — время и деньги.
"США могут разработать свой аналог РД-180, внести в конструкцию совершенствования. Замена технически осуществима. А вот стоимость является предметом споров. Министерство обороны хотело бы по 200 миллионов долларов ежегодно в течение пяти лет, чтобы создать производственную линию. Частные предприниматели считают, что могут сделать это за меньшие деньги. Например, представители SpaceX говорят, что могут производить ракетный двигатель, который будет стоить в четыре раза меньше, чем версия Пентагона. Разница частично объясняется более строгими стандартами военного ведомства, но даже если брать это во внимание, предложение все равно дешевле. Разница между законопроектами сената и палаты представителей частично отражает различия этих подходов", — отметил аналитик.
Логсдон в свою очередь назвал финансирование американской космической отрасли недостаточным.
"Главное препятствие — недостаток денег на космос. Пока неясно, к чему приведет нынешняя ситуация, какая позиция возобладает — желание конгресса начать финансирование прямо сейчас или стремление Белого дома искать экономные альтернативы. Решение должно быть принято до конца финансового года, не позднее сентября. Не думаю, что сейчас кто-то может предсказать, каким оно будет", — сказал собеседник агентства.
Бизнес с политическими лозунгами
В спорах американских компаний о российских космических двигателях много политической риторики, но суть все та же — лоббирование коммерческих интересов.
В начале мая суд наложил запрет на использование российских ракетных двигателей компанией United Launch Alliance. Запрета добилась частная компания SpaceX, которая производит ракеты и космические аппараты. SpaceX протестовала против того, что контракт без проведения тендера передали совместному предприятию, закупающему ракетные двигатели в России.
Компания добивается коммерческого тендера на закупки, надеясь выиграть его у российского производителя. Судебный запрет был снят, но ULA обвинила SpaceX в том, что ее действия ставят под угрозу как американские военные запуски, так и сотрудничество с Россией по МКС.
"Как мы можем тратить сотни тысяч долларов средств американских налогоплательщиков на российские двигатели, когда Россия вторгается на Украину", — заявлял Маск. Предприниматель назвал Boeing и Lockheed Martin гигантами, которые пытаются затоптать его компанию.
Глава ULA Майкл Гасс в ответ обвинил SpaceX в недостатке компетенции в сфере космических запусков. "Слишком многое поставлено на кон, когда речь идет о космических запусках. В буквальном смысле это жизни людей. Мы хотим, чтобы было ясно — есть большая разница между компанией со столетним в общей сложности опытом и компанией, которая еще не сертифицирована даже на один государственный запуск", — заявил Гасс.
United Launch Alliance, начавшая разработку нового двигателя, заверила, что взаимодействие с Россией в ближайшее время прерывать не планирует, хотя и располагает запасами российских двигателей, достаточными для запусков в ближайшие два года.
Пентагон как заказчик запусков военных спутников признает, что США пока не нашли способ отказаться от российских ракетных двигателей. Поэтому американцам придется еще несколько лет использовать РД-180 — пока разработчики нового двигателя будут запрашивать, делить и осваивать бюджетные средства.