Члены Экспертного совета при Правительстве на встрече с премьер-министром Дмитрием Медведевым представили видение состояния конкуренции в России и предложения по повышению ее уровня. Они будут дополнительно проработаны совместно с Федеральной антимонопольной службой — такое решение было принято по итогам совещания, состоявшегося 23 июня.
Встреча проходила в развитие совещания главы Правительства с членами Экспертного совета в Ульяновске, посвященного вопросам улучшения бизнес-климата.
Совет представил Председателю Правительства несколько тем, которые, по мнению экспертов, требуют обсуждения в рамках улучшения бизнес-климата: от защиты прав собственности до ревизии и сокращения избыточного законодательства в сфере предпринимательской и инвестиционной деятельности. Первой темой для обсуждения стало увеличение уровня конкуренции.
При подготовке к встрече члены Экспертного совета проанализировали ситуацию с конкуренцией, выявили «узкие места» и предложили ряд конкретных решений.
«Эксперты посмотрели на развитие конкуренции под другим углом зрения, нежели ФАС, обратив внимание на сферы, которые больше всего волнуют россиян — ЖКХ, здравоохранение, образование. Это сферы, где конкуренция развита в меньшей сфере, что говорит о том, что конкуренция может быть решением наиболее актуальных для граждан проблем», — пояснил после встречи заместитель гендиректора «Первой грузовой компании Михаил Курбатов.
Расходы населения на покупку товаров и услуг составляют около 29,3 трлн рублей (2012 год). Согласно опросу ВЦИОМ, 57% россиян волнуют проблемы ЖКХ. Доля в расходах населения в этой сфере в 2012 году, по статистике, составляла 10,9%. Уровень конкуренции, по мнению экспертов, в этой сфере отсутствует. 40% и 21% россиян, соответственно, озабочены качеством здравоохранения и образования. На эти сферы приходится соответственно 7,5% и 5,8% расходов консолидированных бюджетов и внебюджетных фондов. Заключение Экспертного совета: хотя государство оплачивает услуги, потребители не могут сделать выбор.
После сопоставления структуры потребительских расходов среднего гражданина и сопоставления ее с данными ФАС о доминирующем положении хозяйствующих субъектов на отдельных рынках эксперты подсчитали, что более 40% прямых и косвенных расходов домашних хозяйств приходится на рынки с признаками монополизации. Так, 21% всех прямых расходов приходится на рынки хлебных продуктов, молока и молокопродуктов, мяса и мясопродуктов. В 59 субъектах РФ на рынке хлебных продуктов ФАС выявила признаки монополизации, в 55 – по молоку и молочным продуктам.
«Первое предложение — с помощью экспертов обновить систему КПЭ для министерств и ведомств в сфере развития конкуренции через призму потребителя и опробовать ее на ряде «пилотов». Например, доля граждан, у которых есть выбор управляющей их домом компании, детского сада, школы или АЗС в зависимости от численности населения того или иного города или села, его удаленности и так далее», — рассказал министр по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов.
Конкретные показатели по повышению уровня конкуренции есть у двух органов власти — ФАС и Минкомсвязи, говорится в заключении Экспертного совета. Ряд предложений Экспертого совета касаются изменения антимонопольной политики в сфере малого и среднего предпринимательства.
Кроме того, по мнению участников встречи, в ряде регионов есть положительные практики улучшения бизнес-климата и конкуренции за счет оказания госуслуг в Многофункциональных центрах.
«Сейчас Открытое правительство проводит работу по расширению спектра услуг, которые предлагают МФЦ. Мы договорились, что попытаемся в этот пакет включить услуги для малого и среднего бизнеса, связанные с получение разного рода разрешения и согласований, и тем самым резко сократим сроки и повысим прозрачность. Перевод в электронный вид разрешений для бизнеса позволит все сильно упростить и ускорить», — добавил гендиректор Агентства стратегических инициатив Андрей Никитин.
Третий блок предложений Экспертного совета касается мер системного характера.
Кроме того, участники встречи говорили о практике правоприменения в различных регионах и снижении административных барьеров. Так, в рамках работы по «дорожным картам» Национальной предпринимательской инициативы в АСИ увидели, что одни и те же разрешения — будь то на строительство или подключение к электросетям — можно получить в разные сроки.
«Это показывает роль регионального законодательства в вопросах улучшения бизнес-климата. Договорились мы о следующем: мы отберем лучшие практики, совместно с Экспертным советом их обсудим и дальше совместно с Открытым правительством будем их масштабировать через отраслевые министерства. Если в одном регионе получение разрешения на строительство занимает 42 день, а в другом 541, то понятно, что есть куда улучшать. И здесь мы с Открытым правительством будем вместе работать», — пообещал Андрей Никитин.