МОСКВА, 16 июн — РИА Новости. Выводы Венецианской комиссии Совета Европы по законам РФ об НКО и государственной измене больше похожи на "конъюнктурное политизирование", чем на правовое юридическое заключение, заявил РИА Новости председатель комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Совета Федерации Андрей Клишас.
Он считает, что "Венецианская комиссия в последнее время ведет себя ровно таким образом, особенно когда это касается Российской Федерации".
Сенатор обратил внимание на то, что "категорическое нежелание Венецианской комиссии <…> погрузиться в правовую ситуацию на Украине и посмотреть, что там происходит" говорит о том, что цель этой комиссии — не совершенствование правовых институтов, а именно попытки политизировать ситуацию "в угоду ряду западноевропейских государств".
Выводы комиссии
В конце этой недели Венецианская комиссия Совета Европы, проанализировав закон РФ об НКО, рекомендовала российским властям пересмотреть режим отдельной регистрации для подобных организаций. Комиссия также порекомендовала Москве пересмотреть термины "иностранный агент" и "политическая деятельность" применительно к работе НКО.
Помимо закона об НКО, эксперты Венецианской комиссии проанализировали новые положения, внесенные в "Закон о государственной измене". Эксперты отмечают, что "судебное расследование государственной измены и разглашения государственной тайны является законным", при этом Венецианская комиссия считает необходимым, чтобы "соответствующие положения уголовного законодательства были сформулированы как можно точнее".
Позиция РФ по "иностранным агентам"
Комментируя по просьбе агентства выводы Комиссии, Клишас заметил, говоря о предложении отказаться от термина "иностранный агент", что "данное суждение представляется необоснованным".
"Следует отметить, что термин "агент" широко используется в законодательстве Российской Федерации, в частности в налоговых, страховых, таможенных и других законодательных актах, и обозначает, прежде всего, лицо, действующее по поручению или полномочию кого-либо",- заметил он.
Сенатор напомнил, что в постановлении Конституционного Суда РФ указано, что признание конкретных российских некоммерческих организаций выполняющими функции иностранного агента не означает указания на исходящую от них угрозу, даже если они действуют по поручению и в интересах иностранных источников.
"А потому любые попытки обнаружить в словосочетании "иностранный агент", опираясь на сложившиеся в советский период и, по существу, утратившие свое значение в современных реалиях стереотипы, отрицательные контексты лишены каких-либо конституционно-правовых оснований", — считает сенатор.
Позиция РФ по регистрации НКО
Высказываясь о предложении Комиссии пересмотреть создание спецрежима регистрации для НКО, Клишас напомнил, что "право каждого на объединение <…> относится к базовым ценностям общества и государства".
При этом он указал, что свобода деятельности общественных объединений не является абсолютной и может быть ограничена федеральным законом "в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства".
Российский сенатор пояснил, что, устанавливая дополнительные правовые обязательства в отношении НКО, выполняющих функции иностранного агента, законодатель руководствовался необходимостью обеспечения прозрачности финансовой составляющей деятельности некоммерческих организаций, которые хотели бы участвовать в политической деятельности на территории РФ "с целью оказания влияния на принимаемые государственными органами решения и проводимую ими государственную политику".
Позиция РФ по "политической деятельности"
Высказываясь по выводам Комиссии о термине "политическая деятельность", применительно к НКО, российский сенатор заметил, что "тезис о том, что понятие "политическая деятельность" является довольно широким и расплывчатым, является неверным".
"Политической деятельностью является участие в организации и проведение политических акций и, следовательно, их отсутствие исключает отнесение некоммерческой организации к выполняющим функции иностранного агента, даже если организуемые с ее участием акции объективно были сопряжены с критикой решений государственных органов, либо вызвали в общественном мнении негативные оценки проводимой ими государственной политики", — пояснил он.
Клишас отметил, что осуществление НКО деятельности в отдельных областях (наука, культура, искусство, здравоохранение и других) не относится к политической деятельности, занятие которой может служить основанием для признания такой организации выполняющей функции иностранного агента.
"Даже если она имеет целью воздействие на принимаемые государственными органами решения и проводимую ими государственную политику", — добавил он.
При этом, по словам сенатора, некоммерческая организация должна признаваться выполняющей функции иностранного агента "в случае участия в политических акциях в целях воздействия на принятие государственными органами решений вне зависимости от того, каких — положительных (одобрительных) или отрицательных (критических) — оценок придерживается такая организация".
Позиция РФ по госизмене
Говоря о критике Комиссией закона о государственной измене, Клишас заметил, что тезис о том, что соответствующие положения УК РФ являются чрезмерно широкими и расплывчатыми, представляется необоснованным. Он пояснил, что признаки преступлений по статьям "шпионаж" и "незаконное получение сведений, составляющих государственную тайну" являются "четко определенными и конкретными и никаким образом не ограничивают свободу распространения информации, полученной законным путем".
Комментируя положение Комиссии о том, что законы об НКО и государственной измене "усиливают сдерживающий эффект в отношении осуществления свободы слова", сенатор напомнил, что "свобода деятельности общественных объединений не является абсолютной" и что данная свобода может быть ограничена законом в той мере, в какой это необходимо.
Сенатор напомнил, что аналогичные положения относительно пределов осуществления права на свободу объединения (ассоциации) содержатся во Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах и Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Данные документы, по его словам, допускают введение ограничений данных прав, "только если они установлены законом и необходимы в демократическом обществе".