Латеранские соглашения, в результате которых на карте мира появилось самое маленькое государство — Град Ватикан, были подписаны 11 февраля 1929 года в Латеранском апостольском дворце кардиналом Пьетро Гаспарри, действовавшим от имени папы Римского Пия XI, и премьер-министром Италии Бенито Муссолини, действовавшим от имени короля Виктора Эммануила III. 7 июня состоялся обмен ратификационными грамотами и Латеранские соглашения вступили в силу. С тех пор суверенное государство, главой которого является папа Римский, ежегодно посещают миллионы туристов, которые пытаются постичь его специфику и осмотреть его достопримечательности.
Об особенностях отношений Ватикана с другими странами и, в частности с Россией, о роли межхристианского диалога в современном мире в интервью журналисту РИА Новости Виктору Хрулю рассказал апостольский нунций (посол) в Российской Федерации архиепископ Иван Юркович.
— Ваше Высокопреосвященство, зачем Католической церкви понадобилось государство? Как оно создавалось?
— И сама по себе Католическая церковь, и папство — это очень древние институты, одни из самых древних в истории человечества. И как в любой человеческой истории, в жизни церкви бывает и то, что остается "в осадке" от прошлого, и то, что привносят события современности. Однако в целом в человеческих институтах связь с прошлым пусть и важна, но не занимает такого места, как в истории церкви. Такой связью с прошлым является прежде всего связь церкви с ее основателем Христом и Его Евангелием. Вместе с этой сущностной связью, имеющей определяющий духовный характер, в церкви сохраняются и иные связи с прошлым, а также некоторые человеческие аспекты, преодолевшие исторические перипетии.
Пришлось бы долго рассказывать об историческом пути становления светского суверенитета пап, приведшему к образованию той современной формы, которую принято называть Ватиканом. Некоторые полагают, что необходимость в нем не столь велика в условиях современного мира при наличии и иных "суверенных" организаций, таких как ООН, однако историческая преемственность делает существование Ватикана созвучным современности.
— В чем особенности государства Ватикан по сравнению с другими странами?
— Практически во всем. С одной стороны, совершенно очевидно, что Ватикан не является таким же государством, как прочие независимые государства. Его специфика как раз и проявляется в его функции обеспечения свободы деятельности центральной власти Церкви.
Особенно важным это было в периоды кризисов, например во время вооруженных конфликтов. Хорошо известно, что суверенитет Ватикана не был нарушен даже при фашизме и во время немецкой оккупации Рима. В каком-то смысле территориальный суверенитет защитил церковь, даже в этих тяжелых условиях.
С другой стороны, не следует приравнивать Ватикан к другим карликовым государствам, таким как Андорра, Лихтенштейн, Сан-Марино и другие, хотя бы потому, что Ватикан и Святой престол самым тесным образом вовлечены в исторический путь человечества, а их участие в международной жизни связано прежде всего с великими этическими, социальными и культурными вопросами человечества, а не просто с защитой и продвижением собственных прав и интересов как суверенного государства.
— В чем разница между терминами государство "Град Ватикан" и "Святой престол"?
— Для нас является очень важным это различие, признаваемое и международным правом. Папа — глава двух независимых институтов, один из которых — это государство Град Ватикан, а другой — Святой престол, центральный орган пастырского управления Католической церкви.
Конечно же, наиболее важное значение имеет деятельность самого Святейшего отца, Святого престола, церкви. Роль же маленького государства Ватикан — если сделать его организацию предельно ясной для человеческого понимания — чисто функциональная; как говорилось выше, она состоит в обеспечении удовлетворительных условий для деятельности Святого престола. Несмотря на критику, которую приходится постоянно выслушивать по данному вопросу, представляется, что современный способ взаимодействия двух субъектов хорошо справляется с этой ролью.
— Как вы оцениваете современное состояние российско-ватиканских отношений?
— Начало положительной динамики в отношениях между Святым престолом и Российской Федерацией было положено в конце 80-х ‑ начале 90-х годов, а особый толчок к развитию они получили с 2009 года, после установления полномасштабных дипломатических связей.
С одной стороны, это произошло вследствие признания Святым престолом той новой роли, которую Россия играет в современном мире, с другой стороны, в результате того, что Российская Федерация стала воспринимать Святой престол как важную фигуру в международном сотрудничестве.
Католическая церковь, как и иные религиозные организации, преследует прежде всего духовные цели, при этом они зачастую исполняют роль сдерживания в международных отношениях, защищают ценности, призванные вдохновлять отношения между народами, могут внести заметный вклад в разрядку напряженности и международных кризисов. Речь идет о роли, изначально возложенной на любого понтифика, о чем свидетельствует само название Pontifex, что означает "строитель мостов", это роль человека, наводящего мосты в духовном смысле, содействуя диалогу и взаимопониманию.
— Как влияют отношения между государствами на диалог между Католической и Русской православной церквами? В чем проявляется воздействие православно-католического диалога (особенно в его проблемной зоне) на дипломатические отношения двух государств?
— Диалог между Католической церковью и Русской православной церковью неизменно носит приоритетный характер. Что, безусловно, не умаляет прочие направления диалога, который ведет Святой престол, но при этом взаимоотношения с русским православием всегда имеют особое значение. Папа Франциск, наряду с другими папами современности, прекрасно осознает, какой великий потенциал заложен в этом диалоге — как для межхристианского общения, так и для всего человечества.